Условия возникновения рынка

Каковы же исторические условия возникновения рынка, сделавшие его объективно необходимым?

Первое условие возникновения рынка — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Разделение труда с неизбежностью требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы.

По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы имеем перед собой зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т. е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие возникновения рынка складывания рыночных отношений — это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической отграниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные — с государственным участием и т. д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Ключевые слова: Рынок, История
Источник: А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Французская (социальная) психологическая школа
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Каролингское возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Этапы развития отечественной социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Цели регулирования рынка ценных бумаг
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона
Серебряный век в русском искусстве
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Основные теории менеджмента
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Оставить комментарий