Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма X является единственным производителем данной продукции на рынке, и запишем данные об ее издержках и доходах.


Мы предположили, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., предельный доход поэтому сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 единиц товара. Именно при таком выпуске ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 единиц, то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 единиц продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:


 

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 12.2.


Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами, будет произведено 14 единиц продукции. Не произведенная монополистом пятнадцатая единица (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из-за высокой цены производителя-монополиста.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Ключевые слова: Прибыль, Монополия
Источник: А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Ценовая дискриминация
А.С.Булатов, Экономика
Распределение и использование прибыли предприятия
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Классификация прибыли предприятия
Бланк И.А., Управление прибылью
Монополистическая конкуренция
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Выручка от реализации продукции предприятия
Финансы и кредит. под ред Ковалевой А.М. Уч пос. 2005 - 512.
Сущность, цели и задачи управления прибылью
Бланк И.А., Управление прибылью
Прибыль как источник инвестиций
Мальцева Ю.Н., Инвестиции - конспект лекций, 2008
Субъекты естественных монополий: особенности правового статуса
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий