Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма X является единственным производителем данной продукции на рынке, и запишем данные об ее издержках и доходах.

Мы предположили, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., предельный доход поэтому сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 единиц товара. Именно при таком выпуске ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 единиц, то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 единиц продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

 

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 12.2.


Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами, будет произведено 14 единиц продукции. Не произведенная монополистом пятнадцатая единица (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказалась от покупки из-за высокой цены производителя-монополиста.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Источник: 
А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Правовой режим прибыли
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Налог на доходы физических лиц
Крюков А.В, Бухгалтерский учет с нуля (бухучет для начинающих)-2010
Антимонопольное регулирование. Рыночная власть
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Прибыль, ее сущность, виды и методика расчета
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Виды прибыли
Липсиц И.В., Экономика
Понятие выручки от реализации
Бурмистрова Л.М., Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009....
Формирование и распределение прибыли на предприятии
Рахимов Т.Р., Жданова А.Б., Спицын В.В. - Денежное обращение, финансы и кредит - 2011
Оставить комментарий