Сущность нормативного метода

Одной из функций стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности перспективных моделей товаров, которые будут выпускаться в будущем. Для разработки этих нормативов проводятся глубокие маркетинговые исследования рынков, на которых могут быть представлены товары фирмы, строится дерево показателей конкурентоспособности товаров фирм-конкурентов, прогнозируются показатели качества и ресурсоемкости товаров, условий их применения.

Вместе с тем, фирмы, ориентирующие свою деятельность на воспроизводство конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, не всегда имеют аналог-ориентир. Эти фирмы чаще всего являются пионерами (эксплерентами) в данной области. Поэтому для прогнозирования нормативов конкурентоспособности будущих товаров фирмы-эксплеренты применяют экспертные (при наличии квалифицированной экспертной группы численностью не менее 7 человек) и нормативные методы прогнозирования (при отсутствии экспертной группы, но наличии профессионала в данной области и необходимой информации). Остальные методы являются вспомогательными.

Сущность нормативного метода прогнозирования основывается на:

  • установлении зависимостей между экономическими и организационно-техническими показателями (факторами);
  • установлении ориентира (норматива) будущего развития объекта.

Можно сделать следующие выводы:

  1. зависимость между показателями качества товаров и производственными затратами на их достижение прямо пропорциональная;
  2. каждая последующая единица качества требует все больше единиц затрат.

Например, при повышении качества на 20 %, с точки "А" до точки "Б" затраты увеличились на 100%. Подобные соотношения индивидуальны для конкретного показателя качества.

Зависимость между показателями качества товаров и эксплуатационными затратами на их использование имеет обратную форму связи: с повышением качества затраты в сфере эксплуатации ("себестоимость") снижаются. Оптимальный уровень качества (норматив) определяется либо исходя из требований потребителей, либо исходя из минимизации совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта.

Конкуренция "невидимой рукой" неуклонно повышает качество товаров и снижает удельные затраты (на единицу полезного эффекта товара). Поэтому после исследования рынка и прогнозирования тенденций изменения показателей качества товара и элементов затрат фирма-изготовитель принимает в 1998 г. решение о повышении данного показателя качества к 2001 г. с точки "А" до точки "Б", снижении эксплуатационных затрат с точки "В" до точки "Д". Производственные затраты на качество при этом увеличились с точки "В" до точки "Г", т. к. организационно-технический уровень производств почти не изменился. Однако совокупные затраты уменьшились, т. к. прирост производственных затрат примерно в 2 раза меньше экономии на эксплуатационных затратах. Экономия времени выражается не только в уменьшении абсолютного значения совокупных затрат, но и в дополнительном снижении удельных совокупных затрат за счет повышения качества товара.

На стадии стратегического маркетинга нового товара следует скрупулезно изучать рынок, прогнозировать тенденции научно-технического прогресса и разрабатывать нормативы конкурентоспособности товаров и фирмы в целом. На этой стадии не проводятся сложные экспериментальные работы, а собирается и изучается различного рода информация. На стадии стратегического маркетинга устанавливаются нормативы конкурентоспособности, на стадии НИОКР проверяется теоретически и практически возможность материализации нормативов. И если маркетологи не "в ту сторону" направят работников последующих стадий жизненного цикла товара, жди потерь.

Повышение конкурентоспособности во всех сферах деятельности и экономия ресурсов особенно важны для российских предприятий, организаций, фирм, т. к. в целом Россия по эффективности использования ресурсов в 2—2,8 раза отстает от передовых стран, а по уровню конкурентоспособности находилась на 48 месте.

Ключевые слова: Конкуренция, Товар
Материалы по теме
Анализ конкурентоспособности товаров и услуг
Попова Г. В. - Маркетинг (Краткий курс) - 2010
Приемка, хранение, подготовка товаров к продаже
Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) -...
Понятие конкурентного преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Экономическое значение конкуренции
Липсиц И.В., Экономика
Формы несовершенной конкуренции
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Коммерциализация новшеств
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Логистический процесс на складе
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Торговый процесс продажи товаров
Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) -...
Оставить комментарий