Мировой рынок вооружений

Мировой рынок вооружений — это довольно сложная система международных военно-экономических связей. Торговля оружием позволяет экспортерам не только зарабатывать прибыль, но воздействовать на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, на политический курс стран-импортеров; наращивать совокупный потенциал союзных государств; испытывать новые образцы вооружения, обеспечивать загрузку производственных мощностей военной промышленности.

Ведущие военные экспортеры, прежде всего США, наращивают усилия по увеличению экспорта военной продукции в соответствии со стратегическими установками. По мнению Пентагона экспорт военной продукции призван способствовать расширению американского присутствия за рубежом, сохранению и наращиванию технологического превосходства США в производстве вооружений.

Мировой рынок вооружений имеет ряд особенностей. В отличие от обычных внешнеторговых связей экспорт вооружений военной техники, как правило, сильно привязывает страны-импортеры к поставщикам. Покупатели оружия оказываются заинтересованными в сервисном обслуживании, поставках запасных частей и боеприпасов, модернизации приобретенных ранее образцов и т.д. Между поставщиками и покупателями заключаются сделки обычно на длительный период.

Другая особенность состоит в том, что торговля вооружением и военной техникой осуществляется, как правило, на основе межгосударственных соглашений. Правда, наряду с легальными формами торговли существует нелегальный рынок торговли оружием, размеры которого весьма значительны. Следует отметить две разновидности нелегального рынка: «серьги» и «черный». На так называемом сером рынке поставки оружия ведутся с ведома правительственных оргаш1заций, но без широкой огласки. Годовой объем реализации на сером рынке вооружений достигает 2 млрд долл. Черный рынок представляет собой поставки вооружения и военной техники в обход существующих норм и международных соглашений. Этот рынок вооружений относительно невелик по объему; он существует и развивается как реакция на усиление ограничений и регламентации на открытом рынке.

В развитии мирового рынка вооружений и военной техники присходят следующие изменения структурного характера.

В последнее время в торговле оружием заметно усиливается роль рыночных факторов. Некоторое «потепление» военно-политической обстановки в мире, сокращение общего уровня военных доходов привели к тому, что емкость военного рынка сузилась. Политическое давление используется ради заключения экономически перспективных сделок.

В мировой торговле оружием все большую роль приобретают поставки не только готовых изделий, но и запасных частей, продажа лицензий на производство новейших образцов, заключение соглашений, предусматривающих модернизацию военной техники, создание инфраструктуры по ее обслуживанию. Финансовые трудности, испытываемые многими импортерами, заставляют их ориентироваться на закупки более дешевой продукции и участие в совместном производстве (например, сборке из импортных комплектующих), добиваться уступок при заключении контрактов. Экспортеры выдвигают дополнительные условия по предоставлению льготных кредитов, заключению бартерных соглашений. Осуществляются поставки на условиях лизинга: например, Испания и Тайвань взяли в лизинг американские фрегаты и десантные корабли.

Происходят изменения в географической направленности поставок вооружений. Хотя крупными импортерами по-прежнему остаются страны Азии, их состав за последние годы заметно изменился (определенную роль сыграло эмбарго на торговлю с Ираком). Наиболее крупные закупки вооружения и военной техники в 1990—1999 гг. производили Турция, Саудовская Аравия, Египет, Япония, Индия, Китай, Израиль, Тайвань.

На мировом рынке появились и новые поставщики оружия, оказывающие влияние как на функционирование рынка, так и на уровень цен. В список ведущих экспортеров обычных вооружений вошли Украина, Казахстан. Расширяют военный экспорт Израиль, Южная Корея, Швеция, Австрия, а также Индия, Китай, Аргентина, Бразилия.

Изменяются формы конкурентной борьбы, которая на мировом рынке вооружений становится все более острой. Решающую роль при заключен™ сделок зачастую играют не показатели боевой эффективности, а политические интересы, дезинформация, различные виды давления. Особую активность проявляют США, которым на протяжении первой половины 1990-х годов удалось не только увеличить долю, но и нарастить, и поддерживать размеры экспорта в абсолютном выражении (от 10 млрд. до примерно 17 млрд долл. ежегодно).

В 1992—1996 гг. мировой экспорт вооружений постепенно стабилизировался. Очевидно, США сохранят и в будущем свои лидирующие позиции. Крупнейшими мировыми экспортерами остаются Франция (ракеты, электронные системы, самолеты), Великобритания (военные корабли, вертолеты). Германия (авиационная техника, корабли). Среди других государств выделяются поставщики современных вооружений — Италия, Швеция, Испания, Израиль и поставщики оружия прежних поколений — Китай, Северная Корея, страны Восточной Европы.

Ниша России, если ей удастся сохранить ядро оборонного комплекса, а значит, и способность производить самые современные системы вооружений, будет примерно такой же, что и в 1995—1996 гг.

Производство вооружений и военной техники характеризуется:
• наличием традиционньгх центров: североамериканского (США, Канада), западноевропейского (Германия, Франция, Великобритания, Италия) и переживающего серьезные трудности и снижение реального потенциала военно-промьшгленного комплекса СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан);
• интенсивным развитием «периферийных» военно-производственных центров в Европе (Швейцария, Испания, Австрия, Чехия, Словакия, Болгария), Азии (Северная и Южная Корея, Япония, Пакистан, Индия, Израиль. Турция), Латинской Америке (Бразилия и Аргентина), Африке, (ЮАР) и Австралии;
• со второй половины 1990-х годов наметившейся поставкой систем вооружения нового поколения и процессом переоснащения армий ряда стран новыми или модернизированными видами военной техники, хотя в целом мировое производство вооружений характеризуется сокращением объемов выпуска;
• активно идущими в настоящее время процессами структурной и организационной перестройки военно-промышленной базы ряда стран — членов НАТО, бывшего Варшавского договора и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Западноевропейская «четверка» НАТО стремится усилить свои конкурентные позиции путем диверсификации и участия в совместных разработках и производстве наиболее сложных систем вооружений (создании европейского истребителя, военного транспортного самолета). Франция и Италия взяли курс на частичную приватизацию государственных отраслей промышленности. Соединенные Штаты Америки занимают лидируюшие позиции практически во всех секторах военно-промышленного комплекса. Основной упор по-прежнему делается на развитие существующих систем и разработку новых. Приоритет отдается развитию военных НИОКР в целях поддержания и наращивания технологического превосходства США над любым государством.

В военной индустрии США ключевые позиции занимают семь гигантских корпораций с диверсифицированными портфелями военных и фажданских заказов: Lockheed Martin, MacDoneld & Douglas, Nor-trop-Grumman, Boeing, United Technologies, General Dynamics, Litton Industries. Средний объем ежегодных продаж военной продукции семерки гигантов почти вдвое превышает средний показатель семи крупнейших западноевропейских фирм. Крупнейпгий американский военнъгй подрядчик Lockheed Manin производит продукцию военного назначения в объеме, примерно равном общему объему военной промышленности Франции. По объемам военного производства, соответствуют совокупному выпуску British Aerospace (Великобритания), La-gardere Group Matre (Франция) и Daimler Benz (Германия).

В Западной Европе усиливаются процессы военно-промышленной интеграции. Они охватывают не только авиа- и ракетостроение, но и разработку, и производство бронетанковой и артиллерийской техники, унифицированного семейства стрелкового оружия и боеприпасов, источников питания и комплектующих. Частично эта интеграция выходит за пределы Западной Европы.

В военной промышленности Японии при сравнительно небольших объемах серийного производства основных образцов вооружения упор делается прежде всего на качественные параметры. До 90% потребностей в военной продукции Япония удовлетворяет за счет собственного производства. Кооперация с западными фирмами осуществляется лишь в отдельных сферах. В ряде областей науки и техники японские фирмы превосходят американские и, по признанию их заокеанских партнеров, дополняют развитие американского военно-промышленного комплекса. Однако в Японии действует запрет на экспорт военной техники. Военная промышленность Китая обладает производственными мощностями, научно-производственной базой, кадрами, обеспечивающими выпуск практически всех видов современных вооружений, включая ракетную технику. В последние годы в Китае заканчивается реорганизация управления отраслями военного сектора. Отраслевые министерства преобразованы в крупные компании, каждая из которых включает предприятия, специализирующиеся на выпуске определенного вида продукции и имеющие общие кооперационные связи.

Распад Советского Союза и жесткие финансовые ограничения привели практически к развалу оборонно-промышленного комплекса России. На предприятиях ОПК прекращен серийный выпуск основных видов вооружения и военной техники, производятся единичные образцы. Государственные заказы не оплачиваются вообще или оплачиваются несвоевременно и частично, а степень загрузки оборонных предприятий этими заказами не превышает 20— 25%. Из 1700 ед. оборонного сектора оставлено сравнительно небольшое «ядро» предприятий и организаций.

Российский экспорт продукции военного назначения составляет подавляющую часть общего объема машиностроительного экспорта. Без экспортных поставок практически невозможно сохранить многие производственные мощности и обеспечить технологическую преемственность в создании систем вооружений.

Источник: 
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Темы: