Xарактеристика творческого человека

Исследование творческих людей выявило ряд общих для них характеристик. Наиболее заметными являются следующие.

Творческие люди динамичны
В отличие от большинства людей творческие люди не позволяют своему мышлению быть пассивным, всеядным, не задающим вопросов. Им удается поддерживать огонь своей любознательности или, по крайней мере, вновь разжигать его. Одним аспектом этого интеллектуального динамизма является любовь к играм. Как маленькие дети с кубиками, творческие люди любят играть с идеями, складывая их в новые сочетания, рассматривать их с разных точек зрения. Именно такого рода деятельность подразумевал Исаак Ньютон, когда писал: «Не знаю, каким могу я являться миру, но самому себе я кажусь всего лишь мальчиком, играющим на морском берегу, отвлекающимся время от времени, а затем находящим более гладкий камешек или более красивую ракушку, чем обычно, в то время как передо мной расстилается океан неразгаданной истины».

Эйнштейн в своих размышлениях пошел еще дальше. Он видел в такой любви к играм «существенную черту продуктивной мысли». Но какое бы место ни занимала любовь к играм среди характеристик творческих людей, несомненно одно: она дает этим людям более богатый и более разнообразный набор идей, чем тот, каким располагает обычный человек.

Творческие люди отважны
Для творцов мышление — это приключение. Относительно свободные от предвзятых мнений и предубежденных взглядов, творческие люди менее расположены принимать господствующие взгляды, имеют более широкую перспективу и с меньшей вероятностью подчинятся мышлению окружающих их людей. Они смелы в своих представлениях, готовы защищать непопулярные идеи и кажущиеся маловероятными возможности. Поэтому, как Галилей и Колумб, Эдисон и братья Райт, они более открыты, чем другие, к творческим идеям.

Их отвага дает дополнительное преимущество. Она делает их менее склонными, чем других, к спасению лица. Они готовы встретить неприятный опыт, приложить свою любознательность и извлечь урок из этого опыта. Как следствие, они с меньшей вероятностью, чем другие, будут повторять ту же неудачу снова и снова.

Творческие люди находчивы
Находчивость — это способность действовать эффективно и предлагать метод, который решает проблему — даже когда проблема ставит в тупик других людей, а имеющихся ресурсов не хватает. Эта способность не измеряется IQ-тестами, однако она является одним из важнейших аспектов практического ума. Об одном выразительном примере этого качества сообщалось в журнале «Сайнтифик Америкэн» более полувека назад. В одном из западных штатов из тюрьмы сбежал заключенный, но был пойман через несколько недель. Тюремные начальники допрашивали его с пристрастием не один день. «Где ты взял пилу, чтобы перепилить решетку?» — наседали они на него. Со временем он сдался и сознался, как ему удалось перепилить решетку. Он утверждал, что в тюремной мастерской он собрал обрывки шпагата, поместил их сначала в клей, а потом в наждак и тайно пронес их назад в свою камеру. Каждую ночь в течение трех месяцев он «пилил» стальные прутья толщиной 1 дюйм. Тюремные начальники приняли его объяснение к сведению, снова посадили его в камеру и следили за тем, чтобы он больше никогда не бывал в мастерской.

Однако это еще не конец данной истории. Однажды темной ночью, примерно три с половиной года спустя, этот мужчина снова сбежал, и тюремные начальники обнаружили, что решетка перепилена точно таким же образом. Поскольку его так больше никогда и не поймали, о том, как он сбежал, до сих пор ходят легенды в преступном мире. Он солгал, что для первого побега использовал материал из мастерской. Он оказался намного находчивее. Он использовал шерстяные нити из своих носков, смачивал их слюной и натирал их в пыли на полу своей камеры.

Творческие люди трудолюбивы
«Все проблемы, — утверждает Уильям Гордон, — предъявляются мышлению как угроза неудачи»16. Только у людей, которых не пугает перспектива неудачи и которые твердо намерены добиться успеха, каких бы усилий это ни стоило, есть шанс добиться успеха. (Конечно, даже и у них нет гарантии успеха.) Творческие люди готовы проявлять необходимую настойчивость. Именно эту настойчивость подразумевал Томас Эдисон, когда сказал: «Гений — это 99% потения и 1% вдохновения»; и Джордж Бернард Шоу, когда объяснял: «Еще в молодости я заметил, что девять из десяти вещей, которые я делал, оказывались неудачными. Но я не хотел быть неудачником и поэтому работал в десять раз больше».

Прилежность творческих людей частично связана с их способностью полностью погрузиться в проблему и уделить ей самое пристальное внимание. Но она также берет начало от их состязательности, которая, в отличие от состязательности большинства людей, направлена не на других людей, а на идеи. Они принимают идейный вызов лично. Таким человеком был Лестер Пфистер. Ему пришла в голову идея скрестить колосья кукурузы, чтобы исключить более слабые сорта. Он начал с 50 тысяч колосьев и обрабатывал их вручную в течение нескольких сезонов. Через пять лет у него осталось всего четыре колоса, и он полностью обнищал. Но он получил улучшенный сорт17. Там, где другие уступили бы чувству разочарования и отчаяния, он упорно продолжал работать, потому что не желал признать поражение.

Творческие люди независимы
Каждая новая идея, которую мы обдумываем, отторгает нас от других людей, а высказывание этой идеи увеличивает это отторжение. Это пугает, особенно тех, кто черпает свои силы от связи с другими людьми и опирается на других людей в определении своей идентичности. Маловероятно, что такие люди будут чувствовать себя уютно, поддерживая, а тем более высказывая новые идеи. Они слишком боятся быть отвергнутыми.

Творческие люди — иные. Это не значит, что их не радует одобрение и поддержка других людей или их не беспокоит возможность потерять друзей. Это значит, что как бы сильно они ни желали одобрения, поддержки и дружбы, они не нуждаются в них так, как в них нуждаются другие. Вместо того чтобы смотреть на других ради признания своих идей, они смотрят в себя18. По этой причине они меньше боятся выглядеть эксцентричными или странными, более уверены в себе и более способны говорить и действовать независимо.

Знание этих пяти характеристик может помочь вам развить свой творческий потенциал, если вы готовы сделать усилие, чтобы приобрести их — или, если вы уже имеете их, укрепить. Это задача не из легких; старые привычки сопротивляются нововведениям. Но даже умеренный прогресс изменит качество вашего мышления.

Источник: 
Винсент Ружиэйро, Мышление.
Комментарии
Аватар пользователя Аnna
Аnna (Анонимно)

Почему бездарные товарищи, возомнившие себя мастерами, называются творческими людьми? Имеют право быть, талантливые люди. Но вся периферия,безработная, решила, обозначить себя творческими... Странно...

Аватар пользователя Наташа Лан
Наташа Лан (Анонимно)

Я обладаю всеми пятью характеристиками в полной мере - это мнение окружающих обо мне, это не мое мнение. Но я точно знаю, что я - не творческий человек. Я очень успешный менеджер, изворотливый, хитрый, прагматичный. Поэтому я - богатый человек. Но называть людей, подобных мне, творческими... мне кажется, не стоит так уж смешивать понятия.

Аватар пользователя Адель
Адель (Анонимно)

Наталья, скорее всего, вы просто применили свои творческие данные в другой сфере.