Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка было давно понято психологами. Эта деятельность детей изучалась с точки зрения ее возрастной эволюция (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Бюлер), ее психологического анализа (НА.Рыбников, Э. Мейман), связи детских рисунков с эмоциональным (А. М. Шуберт), а также умственным развитием и одаренностью ребенка (Ф. Гуденаф), с развитием его личности (А. Ф. Лазурский). Изобразительная деятельность ребенка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапевтических целях. Все это заставляет более пристально присмотреться к этому виду деятельности ребенка.
Почему ребенок вообще начинает рисовать? Что побуждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопросом: «А что.побуждает ребенка говорить?» В этом отношении интересна параллель, проводимая между началом развития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в развитии речи, когда одно слово было носителем целого предложения. По аналогии с этим можно сказать, что детский рисунок развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребенок передает в рисунке. Тем не менее здесь нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос, хотя и намечается некоторая генетическая связь между развитием речевой и изобразительной деятельностями.
Трудность ответа состоит в том, что развитие изобразительной деятельности ребенка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются в конечном счете сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной деятельностью, однако, результаты здесь явно несопоставимы. Нас, конечно, здесь не интересует вопрос о предпосылках достижений в области изобразительного искусства. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию.
В. В. Зеньковский видит в них элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же выходит «рисунок»,- случайно и оно создает такой же «рисунок», сознавая затем изобразительную силу линии и овладевая постепенно этой силой».
Л. С. Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что «история развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь». Всем хорошо известны примеры пиктографического письма, которое, по мнению Л. С. Выготского, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова». На родство рисования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, первоначально рисунок возникает из жеста и начинает самостоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ребенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок можно рассматривать как своеобразную детскую речь. Не случайно, что само рисование начинается тогда, когда устная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем-либо - подчеркивает. Л. С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предварительную стадию письменной речи. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными знаками свои слова. И эта наша графическая способность выливается в письме и на этом исчерпывает себя. У некоторых же из нас она развиваются далее, что и объясняет появление художественных произведений, а не графических пиктограмм, обозначающих окружающие нас предметы или события.
Обратимся к краткой характеристике развития изобразительной деятельности.
В известном исследовании Г. Кершенштейнера «Развитие изобразительных способностей», вышедшем еще в 1905 году, автор выделял четыре стадии развития детского рисунка наряду с открывающей их стадией каракулей, которая начинается с 2-х лет. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо реальное. Он получает удовольствие от самих движений, как в свое время получал его от произнесения отдельных звуков. Американцы В.Ловенфильд и Л. Бриттен в этой связи не без юмора замечают, что:
«попытки научить ребенка этого возраста нарисовать яблоко равносильны тому, чтобы обучить младенца на стадии гуления правильно произносить слова или составлять из них предложения».
Резкое улучшение зрительно-моторной координации к 2,5 годам дает ребенку возможность зрительно понимать то, что он делает кинестетически, придает энтузиазм процессу рисования каракулей и делает его весьма захватывающим. Поэтому, как отмечает Л. Ф. Обухова, «любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию каракулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития».
Следующая стадия - это «стадия чистой схемы» (начало с 2-3-х лет), мало отличающаяся от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии дети дают названия своим рисункам, т.е. ее можно идентифицировать как начало графической речи ребенка. Психологическое значение этих стадий в том, у ребенка развивается зрительно-моторная координация, способность к образному отображению окружающего мира.
На третьей стадии «силуэтов или контуров», начало которой относят к 3-5 годам, рисунки детей отличаются примитивной выразительностью.
На последней стадии «пластического изображения» (с 6-7 лет) ребенок изображает объекты с теми качествами, которые он реально видит.
В добавление к приведенным этапам следует сказать об исследовании Н. П. Сакулиной, которая установила, что к 4-5 годам среди детей выделяются два типа рисовальщиков:
- рисующие отдельные предметы;
- отображающие сюжет.
Первые сосредоточены на рисунке, детальной проработке отображаемого предмета, заботятся о качестве рисунка. Вторые склонны к развертыванию сюжета, рисунок выступает в качестве опоры для рассказа, их не заботит изобразительная сторона рисунка. Описанные этапы развития изобразительной деятельности лишь первые шаги психологического изучения этой формы игровой деятельности ребенка.
Каково же значение этой деятельности для психического развития ребенка? О некоторых из них уже было сказано, в связи с выяснением причин возникновения изобразительной деятельности. Кроме этого следует отметить влияние на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит, и творческих способностей ребенка, в том числе и технических, гибкое и пластичное образное мышление. Но все это - параметры познавательного развития.
Наряду с этим изобразительная деятельность оказывает влияние на личностное развитие ребенка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы, поскольку выступает как способ выяснения своих возможностей, моделирования отношений с окружающими и выражения собственных эмоций. Рисование, как творческий акт, позволяет ребенку действовать по наитию, свободно выражать свои чувства и переживания. Это и определяет большой психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке ребенок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам.