Динамическое направление в психотерапии

Динамическое направление в психотерапии исходит из глубинной психологии — психоанализа.

Классический психоанализ включает в себя теорию общего психического развития, теорию психологического происхождения неврозов, а также психоаналитическую терапию. Теория общего психического развития объединяет метапсихологию, которая базируется на понятии о психическом аппарате (структурная и топографическая модели личности), два варианта процесса мышления и представления о психической энергии. В основу теории общего психического развития легла также концепция о стадиях развития детской сексуальности. Опираясь на нее, 3. Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности и учение о сублимации. Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это «переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства. Психоаналитическая психотерапия основной целью ставит помощь пациенту в осознании причин внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием определенных болезненных паттернов поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте.

В рамках динамического направления существует много различных школ, однако общим, объединяющим взгляды * представителей этого подхода являются представления о бессознательных психических процессах и психотерапевтических методах, используемых для их анализа и осознания. Психологическая концепция, концепция личности в психоанализе представляет собой реализацию психодинамического подхода. Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека, психики с точки зрения динамики, с точки зрения взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

Источник: 
Соловьева С.Л., Психотерапия