Эмоции и стресс

В начале XX века американский физиолог Уолтер Б. Кеннон сформировал теорию гомеостазиса, согласно которой организм сохраняет постоянство внутренней среды при любых колебаниях внешней среды. Для поддержания нормальной жизнедеятельности внутренние параметры организма не должны сколь-нибудь значительно отличаться от нормы. Как показал Ганс Селье, одним из механизмов адаптации организма к внешним воздействиям является стресс. Экспериментальные исследования показали, что независимо от характера ситуации, с которой сталкивается человек, его организм отвечает неспецифической реакцией, стереотипным набором одновременных изменений в органах. «Этот набор (синдром) включает в себя увеличение и повышение активности коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта».

Кора надпочечников выделяет гормоны, именуемые кортикоидами; мозговое вещество надпочечников продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции на стресс. Вилочковая железа, или тимус, и лимфатические узлы влияют на иммунитет организма. Неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование Г. Селье назвал стрессом.

«Факторы, вызывающие стресс, — стрессоры, — различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса».

Стресс может порождаться как приятными, так и неприятными факторами. Любая нормальная жизнедеятельность — учебная задача, встреча с любимым человеком, просмотр кинофильма может вызвать значительный стресс. Вредоносный, или неприятный, стресс называют дистрессом. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен. У человека самым частым стрессором являются эмоциональные раздражители. Эмоции порождают стресс (адаптационный синдром) или дистресс. В свою очередь стресс порождает эмоции.

Трудности на пути к достижению цели приводят к стрессу, который сопровождается биологическим стрессовым синдромом. Эксперименты показывают, что стрессор возбуждает гипоталамус, а гипоталамус, как мы уже рассмотрели, содержит центры эмоций. Таким образом, действие стрессора, наряду с адаптационным синдромом, сопровождается различивши эмоциями (положительными или отрицательными).

Как показал Г. Селье, развитие общего синдрома биологического стресса проходит три фазы:
• реакция тревоги;
• фаза сопротивления;
• фаза истощения.

На первой фазе организм меняет свои характеристики, мобилизуются адаптационные возможности организма. На второй фазе начинают проявляться мобилизованные ресурсы организма, формируется новая «функциональная системность». На этой основе делается попытка разрешения задачи адаптации организма к новым условиям. Если адаптация идет успешно, признаки реакции тревоги исчезают. На третьей фазе, если действие стрессора не прекращается, происходит истощение адаптационных возможностей, вновь появляются признаки тревога.

С определенным основанием можно говорить о душевном гомеостазисе (душевном благополучии) личности. Такое состояние может наблюдаться, когда уровень притязаний личности соответствует реальным возможностям и ей ничего не угрожает. Душевный гомеостазис характеризуется ровным настроением удовлетворенности, отсутствием тревоги, положительным отношением к окружающим людям, хорошим состоянием здоровья.

В отличие от биологического гомеостазиса, который задан генетической программой, душевный гомеостазис формируется в процессе жизнедеятельности человека, характеризует его как личность. Нарушение душевного гомеостазиса сопровождается сильными эмоциями, мобилизуя все качества личности на интеллектуальный и нравственный анализ ситуации и разработку стратегии поведения.

Ключевые слова: Стресс, Эмоции
Источник: Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека
Материалы по теме
Профилактика последствий эмоциональных стрессов
...
Эмоции, переживаемые при фрустрации и стрессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Эмоциональный стресс
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Антистрессорная роль положительных эмоций
...
Динамика эмоционального стресса
...
Понятие об эмоциональном стрессе
Вербина Г.Г., Психология эмоций
Эмоциональная жизнь младенца
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Понятие психологического стресса
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: ПЕР СЭ; Москва; 2006
Оставить комментарий