Риск менеджмент

Функционирование любой компании идет в условиях неопределенности и рисков, и эти две категории взаимосвязаны.

Риск — потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков, например ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, в связи с неопределенностью, т.е. со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными, в том числе форс-мажорными обстоятельствами, общим падением цен на рынке; возможность получения непредсказуемого результата в зависимости от принятого хозяйственного решения, действия.

Измерение рисков — определение вероятности наступления рискового события. Оценивая риски, которые в состоянии принять на себя компания, исходят прежде всего из специфики и важности осуществляемого вида деятельности или проекта, наличия необходимых ресурсов для их реализации и возможностей финансирования вероятных последствий рисков. Степень допустимых рисков, как правило, определяется с учетом таких параметров, как размер и надежность инвестиций, запланированного уровня рентабельности и др.

Риск-менеджмент, или управление рисками, — совокупность методов анализа и нейтрализации факторов рисков, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий. Риск-менеджмент является подсистемой корпоративного менеджмента.

Управление рисками, или риск-менеджмент компании, начинается с их анализа. Анализ рисков компании начинается с их классификации и идентификации, т.е. с их качественного описания и определения, какие виды рисков свойственны конкретной компании в данном окружении при существующих экономических, политических, правовых условиях. Чаще всего оцениваются риски деятельности компании, осуществляемой в виде инвестиционных или коммерческих проектов.

Анализ рисков подразделяется на качественный (описание всех предполагаемых рисков компании, а также стоимостная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности деятельности в связи с рисками).

В теории рисков различают понятия фактора (причины), вида рисков и вида потерь (ущерба) от наступления рисковых событий.

Под факторами (причинами) рисков понимают такие незапланированные события, которые могут потенциально осуществиться и оказать отклоняющее воздействие на намеченный ход реализации проекта, или некоторые условия, вызывающие неопределенность исхода ситуации. При этом некоторые из указанных событий можно было предвидеть, а другие не представлялось возможным предугадать.

Вид рисков — классификация рисковых событий по однотипным причинам их возникновения. Вид потерь, ущерба — классификация результатов реализации рисковых событий.

После идентификации рисков проводится их количественный анализ.

Результатом анализа рисков должен являться специальный раздел бизнес-плана проекта компании, включающий описание рисков, механизма их взаимодействия и совокупного эффекта, мер по защите от рис ков, интересов всех сторон в преодолении опасности рисков; оценку выполненных экспертами процедур анализа рисков, а также использовав шихся ими исходных данных; описание структуры распределения рисков между участниками проекта по контракту с указанием предусмотренных компенсаций за убытки, профессиональных страховых выплат, долговых обязательств и тому подобного; рекомендации по тем аспектам рисков, которые требуют специальных мер или условий в страховом полисе.

Все методы, позволяющие минимизировать риски, можно разделить на три группы.

1. Диверсификация, или распределение рисков (распределение усилий компании между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой), позволяющая распределить риски между участниками проекта или отдельными обособленными видами деятельности компании. Распределение рисков является эффективным способом их снижения. Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение рисков повышает надежность достижения результата.

2. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Величина резерва должна быть равна или превышать величину колебания параметров системы во времени. В этом случае затраты на резервы должны быть всегда ниже издержек (потерь), связанных с восстановлением отказа. Зарубежный опыт допускает увеличение стоимости проекта от 7 до 12% за счет резервирования средств на форс-мажор. Резервирование средств предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими стоимость проекта, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе его реализации.

Минимизация рисков всегда увеличивает затраты, но зато увеличивает и прибыль.

3. Страхование рисков. В случае если компания или участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию проекта собственными силами при наступлении того или иного рискового события, необходимо осуществить страхование рисков. Страхование рисков есть, по-существу, передача определенных рисков страховой компании.

Зарубежная практика страхования использует полное страхование инвестиционных проектов. Условия российской действительности позволяют пока только частично страховать риски проекта: здания, оборудование, персонал, некоторые экстремальные ситуации и т.д. Выбор рациональной схемы страхования представляет собой достаточно сложную задачу.

Эффективность методов снижения рисков определяется с помощью следующего алгоритма:
- рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для компании;
- определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;
- определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события;
- определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий;
- сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события; У принимается решение об осуществлении или отказе от противорисковых мероприятий;
- процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.

Риск-менеджмент — специфическая область корпоративного менеджмента, требующая знаний в области теории организации, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия, математических методов оптимизации экономических задач и т.д.

Корпоративный риск-менеджмент — это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия рисков на конечные результаты деятельности компании, реализации проекта. Риск-менеджмент — новое для российской экономики явление, которое появилось при переходе экономики к рыночной системе хозяйствования.

Источник: 
Корпоративный менеджмент