Социогенетическая теория

Социогенетическая теория утверждает, что изначально человек — чистая доска (tabula rasa), а все его особенности обусловлены окружающей средой. Окружающая среда представляет собой очень широкое понятие, включающее в себя все: от внутриклеточной и межклеточной среды внутри самого организма, влияний пренатальной среды до масштабных внешних (социальных) влияний, с которыми человек сталкивается от рождения и до смерти. Самым ярким сторонником данной теории можно назвать Дж. Локка.

Истоки социогенетического направления - в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой как восковая доска душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Акцентируя в противовес биологизаторам другой фактор - социальный, авторы социогенетических концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие - это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно изготовить человека любого склада. Представителем этой концепции является американский психолог Дж. Уотсон.

На передний план в исследованиях научения, после вхождения в американскую психологию идеи проведения строгого научного эксперимента, по примеру опытов И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов. Так возникла ассоцианистическая теория научения (Дж. Уотсон, Э. Газри).

Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления. Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера, получившие название бихевиоризм.

Поиски ответов на вопрос, зависит ли научение от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, привели к появлению концепций Н. Миллера и К. Хала.

Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея павловского эксперимента - идея построения нового поведенческого акта в лаборатории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия, т. е. психического акта.

В классическом бихевиоризме проблема «развития ребенка» специально не акцентируется - там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Таким образом, в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

Ключевые слова: Развитие, Наука
Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме
Предмет и методы психологии развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Клинические закономерности дизонтогенеза
В. В. Лебединский: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА1
Социальная ситуация развития младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Основные методы психологических исследований
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Психология виртуальной реальности
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Закономерности развития взрослого человека
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Общие основания исследования проблемы непрерывности развития в онтогенезе. Понятие развития
Солдатова Е.Л., Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий