Формирование первого впечатления


Очень часто, почти повседневно, нам приходится вступать в контакт с новыми людьми, и о каждом у нас складывается определенное мнение, которое существенно влияет на дальнейшие взаимоотношения с новым знакомым. Невнимательность, отрицательные установки, «эмоциональные барьеры», плохое самочувствие и другие факторы могут исказить восприятие не только смысла речи партнера по общению, но и первое впечатление о нем самом как личности. Вот почему важно, чтобы это впечатление было по возможности ближе к истине. Реально ли это? Насколько первое впечатление о человеке соответствует действительности?

Обратимся прежде всего к результатам экспериментальных исследований, проведенных А. А. Бодалевым с сотрудниками (1970). Согласно их данным, по первому впечатлению правильно оценили основной род занятий человека 50 %, отношение к другим людям — 78 % (из тех, кто вообще отметил эти характеристики). Следовательно, если при первом общении с человеком постараться обратить внимание на его личностные особенности, то вполне удается их уяснить.

Но гораздо чаще восприятие оказывается нецеленаправленным, пассивным и потому ошибочным. Даже внешний облик незнакомого человека, согласно А. А. Бодалеву, мы воспринимаем поверхностно: каждый пятый неверно запоминает его рост (высокий, средний, низкий), каждый четвертый — цвет глаз и волос, почти половина — форму лица, носа (выражение лица), лишь один из десяти способен описать прическу, одежду, осанку, особенности голоса, речи, жестикуляции.

Очень немногие люди при первом, поверхностном знакомстве способны воспринять признаки, в которых отражается личность. Как им это удается? Оказывается, не только по речи собеседника (часто нет возможности продолжительного контакта), но и на основе элементарных данных о внешности, манерах, мимике, позе и вегетативных реакции партнера по общению. Поясним сказанное.

Внешность несет много информации о новом партнере по общению: о его вкусе, аккуратности, иногда о социальном и материальном положении, профессии, состоянии здоровья. Только не надо полагать, что есть прямая зависимость между внешними и внутренними качествами человека. А такое глубоко ошибочное мнение довольно распространено. Из 72 человек (пенсионеров, рабочих, студентов, школьников), опрошенных А. А. Бодалевым, 9 заявили, что квадратный подбородок свидетельствует о сильной воле, 17 считали, что большой лоб — признак ума, 3 полагали, что жесткие волосы говорят о непокорном характере, 14 считали, что полные люди добродушны, 2 человека сказали, что полные губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 утверждали, что люди маленького роста властолюбивы, энергичны. Нередки и такие ошибочные суждения: «рыжий — хитрый; красивый — хитрый пли эгоист; тонкие, бескровные губы характерны для ханжи, человека скрытного, злого...» Подобные суждения являются результатом психологической безграмотности, которая мешает правильно оценивать другого.

Манеры партнера по общению уточняют его социальный статус, меру воспитанности, а порой и профессию. Хорошо известно к примеру насколько различаются манеры актера, учителя, военного.

Мимика, спонтанные незаученные жесты, поза позволяют заглянуть еще глубже — в своеобразие внутренних качеств человека, в его эмоции и характер. Многие замечали, что за суровой или угрюмой внешностью может скрываться добрейший человек. И обнаружить это позволяет прежде всего мимика: улыбнется такой человек — и от его суровости не остается и следа. С другой стороны, благородное лицо и аристократические манеры могут быть у человека заносчивого, злого или нечестного. Его презрительный, жестокий или «бегающий» взгляд позволяют внимательному собеседнику догадаться о сути такого человека.

О многом говорит поза. Карикатуристы любят изображать подхалима в согбенной позе, гордеца — неестественно прямым с высоко поднятой головой. В этом есть большая доля истины, однако сгорбленным может быть и человек, подолгу работающий за письменным столом и привыкший сутулиться либо страдающий некоторыми болезнями позвоночника. А непривычно прямым может быть спортсмен, профессиональный военный, артист балета.

Объективно отражают эмоциональное состояние (в частности, волнение, гнев, страх) и внешние реакции — изменение окраски кожи (побледнение, покраснение лица, возникновение красных пятен на шее), появление капель пота, учащение и углубление дыхания.

Таким образом, уже при первом знакомстве с человеком можно получить много информации о его личностных особенностях. Умение «читать» внешность, жесты, мимику нужно тренировать, совершенствовать, доводить до степени искусства.

От чего зависит точность первого впечатления? Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказано, что на восприятие влияют различные личностные качества человека, его настроение и другие факторы.

Взрослые люди выносят из первой встречи больше полезной информации, чем дети. Сказывается их житейский опыт, большая наблюдательность. Хотя, с другой стороны, дети подчас лучше взрослых чувствуют эмоциональное состояние человека. Но не следует преувеличивать их интуицию и полагать, что всегда «устами младенца глаголет истина».

Влияет на точность восприятия и профессия. Так, художники чаще, чем люди других профессий, вспоминая о ком-либо, способны описать его плечи, особенности шеи, рук, ног. Артист обратит внимание на мимику, речь, позу, следователь — на особые приметы, парикмахер — на прическу, косметолог — на состояние кожи, хореограф — на осанку и походку, врач — на внешние проявления болезней.

Излишний профессионализм в восприятии людей может вызвать непонимание и негативизм окружающих. В этом плане показателен такой случай.

Врач-невропатолог был как-то на спектакле популярного экспериментального творческого коллектива. По окончании представления состоялось его обсуждение зрителями, актерами, режиссером. Все откровенно делились мыслями. Выступил и невропатолог. Он сказал, что главная героиня спектакля — типичная истерическая натура, со свойственным ей эгоцентризмом, экзальтацией и вычурной реакцией на жизненные трудности. И то, что актрисе удалось столь достоверно сыграть такого человека, свидетельствует о незаурядности и, возможно, о близости их душевного склада. Спектакль можно рекомендовать как наглядное пособие студентам-медикам по разделу «Акцентуация личности и неврозы».

Подобный профессиональный подход вызвал некоторое замешательство зрителей и актеров. Указание на вполне вероятную истероидную акцентуацию личности самой актрисы было вообще излишним, поскольку могло быть неверно понято неспециалистами и сочтено за оскорбление. Поэтому иногда полезно спросить себя, не шокируют ли окружающих ваши профессиональные особенности восприятия людей и событий; не потому ли вы отвергаете точку зрения другого человека, что не обладаете теми же профессиональными познаниями, что и он? Суметь правильно и честно ответить на эти вопросы, особенно на второй, значит сделать важный шаг на пути к взаимопониманию с партнерами по общению.

Чтобы понять, от чего зависит первое впечатление о человеке, надо принять во внимание следующий психологический феномен. Человек, воспринимая и оценивая другого индивида, склонен приписывать ему собственные личностные качества. Желчный, упрямый, подозрительный человек склонен видеть эти же черты характера у партнера по общению, если они даже отсутствуют. Добрый, честный, отзывчивый человек, наоборот, может воспринять незнакомого сквозь «розовые очки». (Поэтому, к  слову, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.)

На восприятие влияют также эстетические вкусы и эмоциональное состояние. Так, влюбленный не замечает отдельных недостатков своей избранницы и, более того, идеализирует не только внешность, но и личностные свойства ее. Негативно же настроенный человек может преувеличенно воспринимать какие-то отрицательные черты.

Феномен «эмоционального заражения» тоже сказывается на первом впечатлении и вообще на восприятии. Из истории известны случаи самосуда толпы, когда гнев и возмущение нарастали и вырывались из-под контроля. «Эмоциональным заражением» подхлестывается и возбуждение неистовых болельщиков во время спортивных зрелищ, и конфликт в большом коллективе. Позже, успокоившись, человек с трудом верит, что пребывал в подобном состоянии и столь бурно реагировал на происходящее.

Что касается влияния настроения на восприятие партнера по общению, то, если оно мрачное (например, из-за неважного самочувствия), в первом впечатлении могут преобладать негативные чувства. Показательны в этом плане исследования С. Фешбаха и Р. Сингера (1957). Испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятное ощущение. Одновременно демонстрировался фильм. Студенты должны были оценить качества личности и эмоциональное состояние главного героя. Выяснилось, что в их оценках значительно чаще, чем в контрольной группе, фигурировали определения «боязливый», «испуганный». Известен и такой факт: при положительном эмоциональном отношении к сюжету рисунка, картины запоминают в среднем в два раза больше деталей, чем при отрицательном (В. Н. Мясищев, 1960). Сходная закономерность обнаружена и при межличностном общении. Значит, правомерен вывод: чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно (а не нейтрально и тем более не отрицательно) «настроиться» на него.

Таким образом, первое впечатление о другом человеке зависит от многих факторов. Было бы просто обидно, если бы с первого взгляда можно было разгадать человека — самое сложное существо на свете. Но тем не менее в нашей власти сделать так, чтобы это впечатление было не столь далеким от истины.

Ключевые слова: Общение, Убеждение
Источник: Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Материалы по теме
Как найти подход к человеку
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Неимперативные прямые формы воздействия в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Искусство комплимента
Панкратов В.Н., Манипуляции в общении и их нейтрализация
Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение и социальные отношения личности
Руденский Е.В., Социальная психология
Сознание, общение, речь
...
Смущение в общении, его сущность
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Цели общения
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Оставить комментарий