Защита от манипуляции

Разрушительному эффекту манипуляции и внушения необходимо что-то противопоставить. О6 этом и пойдет речь в данной статье.

Мы постараемся выбрать наиболее правильную позицию для рассуждений: позицию стороннего наблюдателя. Потому что принять позицию жертвы либо агрессора — значит рассматривать лишь одну сторону вопроса. Позиция наблюдателя, возможно, представляется более механистичной, но она заведомо более объективна.

О чем бы мы не вели речь в плане психической защиты, постоянно приходится решать один вопрос: где преимущественно должны локализоваться ее механизмы — в каких-то внешних действиях, либо, напротив, во внутреннем мире состоявшейся или потенциальной жертвы. Обе точки зрения имеют право на существование, и этот вопрос мы также постараемся рассмотреть.

Термин «психологическая защита» был порожден школой психоанализа, но давно вышел за рамки каких-либо теоретических систем.

Тем не менее, нельзя забывать, что открытие защитных действий как характерного аспекта человеческих взаимоотношений принадлежит «отцу психоанализа» — Зигмунду Фрейду.

В настоящее время вопросы психической защиты приобрели столь выраженную актуальность, что можно смело считать их мало или даже вовсе никак не связанными с психоанализом.

Сегодня термин гораздо чаще используется в рамках самых различных систем как групповой, так и индивидуальной психо- и самокоррекции; помимо этого, он является неотъемлемой частью психологии бизнеса: о «психологической защите» говорят, как об одной из наиболее актуальных проблем при ведении деловых переговоров. То есть в данном случае под защитой понимается конкретное умение воспрепятствовать психологическому давлению со стороны партнеров. Это вполне правомерно, однако уводит нас в несколько иную плоскость, а именно — конфликтологию, психологию конфликта.

Таким образом, содержание понятия «психическая защита от манипуляции» может варьировать в очень широких пределах. И желательно найти определение, которым можно смело пользоваться далее.

Несомненно, что само понятие описывается еледующей схемой:
• предмет защиты
• предмет уфозы
• предмет ущерба
• средства достижения

Несомненно и то, что нас интересует конкретно та психическая защита, которая порождается межличностной борьбой. Она может быть прямой (два собеседника) и косвенной (человек и СМИ), но лежит в рамках личностных проблем.

Одно из наиболее удачных и четких определений дал Е. Л. Доценко в своем труде «Психологическая манипуляция». Вот оно:
«Психологическая защита от манипуляции— это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта».

Данное определение, хоть и выглядит не слишком просто, способно охватить весь круг явлений и процессов, связанных с вопросами психической защиты.

Виды и разновидност защиты
Можно выделить три основных варианта:
• межличностная или внутриличностная защита
• направленные защитные действия
• специфическая защита

Внутриличностная защита возникает лишь в условиях внутреннего дисбаланса и борьбы человека с самим собой (на уровне желаний, мнений, мировоззрения, самооценки и т. д.) Это уходит в сферу терапевтической либо коррекционной психо-логической практики.

А вот межличностная защита — уже атрибут борьбы между людьми. Межличностные защиты необходимы для сохранения индивидуальной целостности и личностных особенностей человека, и возникают как ответ на угрозу (реальную либо мнимую) со стороны другого человека. Есть, однако, и общий момент — в конечном итоге всегда защищается индивидуальность, единство собственного «Я».

Далее — в ряде случаев оказывается более важным не сам предмет защиты, а используемые при этом стратегии и техники. Самой древней стратегией защиты следует однозначно признать бегство. К другим формам относятся: уход в укрытие, маскировка, контратака (уничтожение или изгнание противника). В последнее время сюда же прибавилась современная стратегия — перехват инициативы и контроль над агрессором. Занятно, что все эти формы можно с легкостью проследить и в «высокой» межгосударственной политике.

Неспецифические защиты характеризуются тем, что человек с легкостью применяет один и тот же метод в самых различных ситуациях. Это, несомненно, достоинство. Однако есть и недостаток, который заключается в отсутствии должной гибкости. Применение метода к широкому классу явлений неизбежно приводит к тому, что возникает определенная стереотипность в поведении.

Специфические защиты, в свою очередь, отличаются тем, что всякий раз оценивается и учитывается характер возникшей угрозы, в соответствии с чем варьируют и способы разрешения проблем. В этом случае изначально предполагается владение гораздо более тонкой и адекватной ориентировки в каждой конкретной проблемной ситуации. Но и тут есть недостаток — потенциальную опасность несет в себе скорость реакции. Если она недостаточна, а стереотипные наработки отсутствуют, человек может попросту впасть в растерянность.

Пример неспецифического типа: ритуальная защита
При использовании для защиты ритуальных действий любого вида всё строится на выполнении определённых физических, внешних действий. При этом изменений общего психофизиологического состояния человека не происходит.

Типичным примером (несмотря на всю его банальность и упрощённость) могут служить такие действия, когда человек для защиты от «сглаза» символически плюёт три раза через левое плечо либо стучит по дереву. В данном случае характер действия не столь важен. Важно то, что определённое действие, выполненное с определенным отношением и настроем, должно предохранить от любых негативных воздействий извне либо устранить их отрицательные последствия.

Механизм этой защиты кажется, на первый взгляд, совершенно иррациональным и не поддающимся никакому объяснению. Однако это не совсем так. При использовании физического действия мы, тем самым, объединяем два уровня бытия — вещественный и нематериальный. Всё это, разумеется, связано с воображением-; но если негативный образ не имеет связи с материальным миром, то силы эмоций и воображения, направленные на защиту, как бы подкрепляются и дополняются нашим действием на чисто физическом уровне, который более привычен для рационального сознания.

К сожалению, ритуалистические действия у людей с неуравновешенной психикой нередко могут переходить в категорию так называемых «навязчивых состояний», становясь чем-то вроде наркотика. Не совершая такие действия постоянно, человек ощущает себя совершенно беззащитным.

Источник: 
Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении