Задачи, принципы и методы истории психологии

История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания.

Основными задачами истории психологии являются следующие:

  1. Изучить закономерности развития психологии как науки.
  2. Изучить причины возникновения и развития тех или иных психологических концепций и школ.
  3. Изучить развитие психологического знания в социокультурном контексте.
  4. Изучить роль личности в истории развития психологии.

Основными принципами историко-психологического исследования являются:

  1. принцип историзма,
  2. принцип системности, 
  3. принцип научности,
  4. принцип единства логического и исторического,
  5. принцип детерминизма,
  6. принцип развития.

Принцип историзма подразумевает необходимость учета генезиса и основных этапов развития тех или иных научных концепций в процессе историко-психологического исследования.

Принцип системности ориентирует исследователя на строгий учет в процессе изучения историко-психологического факта всей совокупности связей данного факта с другими историко-психологическими фактами.

Принцип научности требует от исследователя обращений только к научным фактам и использованию только научных методов доказательства в процессе историко-психологического исследования.

Принцип единства логического и исторического ориентирует исследователя на теоретический анализ изучаемого историко-психологического факта, а не на его формальное описание.

Принцип детерминизма требует от исследователя необходимости учета причинного объяснения любого историко-психологического факта.

Принцип развития ориентирует исследователя на рассмотрение в динамике (а не статически) развития любого историко-психологического феномена.

Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 

  1. теоретическая реконструкция,
  2. изучение научных школ, 
  3. изучение архивных материалов,
  4. интервью, 
  5. анализ научных ссылок,
  6. биографический и автобиографический методы и др.

Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы.

Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями.

Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя.

Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов.

Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории.

Источник: 
Константинов В.В., История психологии
Оставить комментарий