Задачи, принципы и методы истории психологии

История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания.

Основными задачами истории психологии являются следующие:

  1. Изучить закономерности развития психологии как науки.
  2. Изучить причины возникновения и развития тех или иных психологических концепций и школ.
  3. Изучить развитие психологического знания в социокультурном контексте.
  4. Изучить роль личности в истории развития психологии.

Основными принципами историко-психологического исследования являются:

  1. принцип историзма,
  2. принцип системности, 
  3. принцип научности,
  4. принцип единства логического и исторического,
  5. принцип детерминизма,
  6. принцип развития.

Принцип историзма подразумевает необходимость учета генезиса и основных этапов развития тех или иных научных концепций в процессе историко-психологического исследования.

Принцип системности ориентирует исследователя на строгий учет в процессе изучения историко-психологического факта всей совокупности связей данного факта с другими историко-психологическими фактами.

Принцип научности требует от исследователя обращений только к научным фактам и использованию только научных методов доказательства в процессе историко-психологического исследования.

Принцип единства логического и исторического ориентирует исследователя на теоретический анализ изучаемого историко-психологического факта, а не на его формальное описание.

Принцип детерминизма требует от исследователя необходимости учета причинного объяснения любого историко-психологического факта.

Принцип развития ориентирует исследователя на рассмотрение в динамике (а не статически) развития любого историко-психологического феномена.

Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 

  1. теоретическая реконструкция,
  2. изучение научных школ, 
  3. изучение архивных материалов,
  4. интервью, 
  5. анализ научных ссылок,
  6. биографический и автобиографический методы и др.

Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы.

Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями.

Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя.

Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов.

Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории.

Ключевые слова: История, Наука
Источник: Константинов В.В., История психологии
Материалы по теме
Развитие социальной психологии
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
История становления конфликтологии как науки
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Психологические идеи европейских мыслителей Средневековья и эпохи возрождения
Константинов В.В., История психологии
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Становление психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Основные этапы развития социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Развитие отечественной психологии после 1917 года
Константинов В.В., История психологии
Этапы развития отечественной социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий