Выручка и прибыль. Принципы максимизации. Эффекты масштаба

Валовая выручка — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной проекции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.

Валовой доход предприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль (рис. 11.2).

Валовой доход и прибыль в сопоставлении с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффективность работы предприятия и рентабельность.

Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат предприятия на производство и реализацию.

Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая прибыль. Прибыль — конечный финансовый результат, она включает следующие элементы:

  1. прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
  2. прибыль от реализации продукции, работ и у слуг;
  3. доходы от внереализационных операций;
  4.  доходы от сдачи имущества в аренду;
  5. дивиденды, проценты по акциям, облигациям;
  6. курсовая разница по валютным операциям;
  7. доходы от различных переоценок и др.

От размера полученной прибыли зависят финансовое положение предприятия, возможности формирования фондов развития производства и социальной сферы, материального поощрения работников.

Различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую (разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издержками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль. Распределение прибыли предприятия представлено на рис. 11.3.

Формула безубыточности предприятия (фирмы) показывает зависимость между объемом выручки, ценой, постоянными и переменными затратами:

где Q — объем реализации продукции в натуральном выражении;
Ц — цена за единицу продукции;
Uпост.— постоянные издержки на единицу продукции;
UПерем. — переменные издержки на единицу продукции.

где Р — прибыль предприятия.

На основе анализа безубыточности можно предположить четыре основных пути повышения прибыли предприятия:

  1.  повышение цены реализации;
  2.  снижение переменных затрат на единицу;
  3.  снижение постоянных затрат;
  4. увеличение объема производства.

Важный показатель эффективности предприятия — норма прибыли. Он определяется двумя путями, такими как:
1) отношение прибыли к издержкам предприятия (себестоимость); показывает эффективность использования текущих затрат:

2) отношение прибыли к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Показывает эффективность использования основных и оборотных фондов:

Эффект масштаба — соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Чем больше масштабы производства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции и выше прибыль при прочих равных условиях.

Эффект масштаба может быть положительным или отрицательным. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами:

  1.  снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в начале процесса расширения производства;
  2. более высоким уровнем специализации;
  3. возможностью использования более производительного , оборудования;
  4. более полной утилизацией отходов путем производства побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба возникает в результате воздействия таких факторов, как:

  1. рост переменных издержек, приходящихся на единицу продукции (закон убывающей отдачи);
  2. сложность управления крупномасштабным производством. Относительная значимость положительного и отрицательного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают:

  1. возрастающую (положительную) отдачу от масштаба — объем производства растет быстрее, чем издержки, а значит, средние издержки производства снижаются;
  2. убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба—издержки растут быстрее, чем объем производства, а следовательно, средние издержки производства возрастают;
  3. постоянную отдачу от масштаба — объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние издержки) постоянны.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки  достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы, К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

Источник: 
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Темы: 
Материалы по теме
Общая сравнительная характеристика подходов к определению прибыли
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Управление прибыльностью
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Объект обложения налогом на прибыль
Карп М.В. - Налоговый менеджмент - 2001
Правовой режим прибыли
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Виды прибыли
Липсиц И.В., Экономика
Налог на доходы физических лиц
Крюков А.В, Бухгалтерский учет с нуля (бухучет для начинающих)-2010
Максимизация прибыли монополистом
А.С.Булатов, Экономика
Прибыль, ее сущность, виды и методика расчета
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Оставить комментарий