Выручка и прибыль. Принципы максимизации. Эффекты масштаба

Валовая выручка — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной проекции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.

Валовой доход предприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль (рис. 11.2).


Валовой доход и прибыль в сопоставлении с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффективность работы предприятия и рентабельность.

Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат предприятия на производство и реализацию.

Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая прибыль. Прибыль — конечный финансовый результат, она включает следующие элементы:

  1. прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
  2. прибыль от реализации продукции, работ и у слуг;
  3. доходы от внереализационных операций;
  4.  доходы от сдачи имущества в аренду;
  5. дивиденды, проценты по акциям, облигациям;
  6. курсовая разница по валютным операциям;
  7. доходы от различных переоценок и др.

От размера полученной прибыли зависят финансовое положение предприятия, возможности формирования фондов развития производства и социальной сферы, материального поощрения работников.

Различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую (разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издержками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль. Распределение прибыли предприятия представлено на рис. 11.3.


Формула безубыточности предприятия (фирмы) показывает зависимость между объемом выручки, ценой, постоянными и переменными затратами:


где Q — объем реализации продукции в натуральном выражении;
Ц — цена за единицу продукции;
Uпост.— постоянные издержки на единицу продукции;
UПерем. — переменные издержки на единицу продукции.


где Р — прибыль предприятия.

На основе анализа безубыточности можно предположить четыре основных пути повышения прибыли предприятия:

  1.  повышение цены реализации;
  2.  снижение переменных затрат на единицу;
  3.  снижение постоянных затрат;
  4. увеличение объема производства.

Важный показатель эффективности предприятия — норма прибыли. Он определяется двумя путями, такими как:
1) отношение прибыли к издержкам предприятия (себестоимость); показывает эффективность использования текущих затрат:


2) отношение прибыли к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Показывает эффективность использования основных и оборотных фондов:


Эффект масштаба — соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Чем больше масштабы производства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции и выше прибыль при прочих равных условиях.

Эффект масштаба может быть положительным или отрицательным. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами:

  1.  снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в начале процесса расширения производства;
  2. более высоким уровнем специализации;
  3. возможностью использования более производительного , оборудования;
  4. более полной утилизацией отходов путем производства побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба возникает в результате воздействия таких факторов, как:

  1. рост переменных издержек, приходящихся на единицу продукции (закон убывающей отдачи);
  2. сложность управления крупномасштабным производством. Относительная значимость положительного и отрицательного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее воздействие на структуру отрасли.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают:

  1. возрастающую (положительную) отдачу от масштаба — объем производства растет быстрее, чем издержки, а значит, средние издержки производства снижаются;
  2. убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба—издержки растут быстрее, чем объем производства, а следовательно, средние издержки производства возрастают;
  3. постоянную отдачу от масштаба — объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние издержки) постоянны.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки  достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы, К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

Темы: Прибыль
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Выручка от реализации продукции предприятия
Финансы и кредит. под ред Ковалевой А.М. Уч пос. 2005 - 512.
Сущность, цели и задачи управления прибылью
Бланк И.А., Управление прибылью
Доходы предприятия, их классификация
Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. - Финансы и кредит (Высшее образование) - 2009
Прибыль как источник инвестиций
Мальцева Ю.Н., Инвестиции - конспект лекций, 2008
Распределение прибыли
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Общая сравнительная характеристика подходов к определению прибыли
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Управление прибыльностью
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Объект обложения налогом на прибыль
Карп М.В. - Налоговый менеджмент - 2001
Оставить комментарий