Вторая топика: Я и Оно (структурная модель Фрейда)

Структурная модель, обоснованная 3. Фрейдом в работе «Я и Оно» (1923), описывает три психические системы: Оно, Я и Сверх-Я (транскрипция с латыни — Ид, Эго и Супер-Эго, эта терминология нередко используется и в русскоязычной литературе). Так же как и в первой топике, создателем психоанализа подчеркивалось, что в целом психическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.

Оно

Оно (Ид) — термин, который Фрейд использовал для обозначения той (большей) части психики, которая содержит наиболее примитивные желания и влечения, иррациональные стремления, комбинации «страх—желание» и фантазии. По своему содержанию понятие «Оно» в ряде случаев совпадает с понятием «Бессознательное». По образному выражению Фрейда, Оно — это «хаос, котел, наполненный кипящими эмоциям и страстями».

Деятельность Ид направлена на обеспечение разрядки психического возбуждения в соответствии с принципом удовольствия. Ид довербально выражает себя в образах и символах, не имеет понятия о логике, времени, морали, каких-либо ограничениях и о том, что противоположности не могут сосуществовать. 3. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений и галлюцинаций, первичным процессом мышления. Ид относительно неизменно и полностью бессознательно, но его существование может быть обнаружено по его дериватам — представлениям, речевым конструкциям, действиям, эмоциям и т.д.

Я

Термин Я (Эго) обозначает те психические функции, которые позволяют приспосабливаться к требованиям жизни и находить способы для управления безудержными устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро — в детстве, начиная с раннего младенчества. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичного процесса мышления (вербального, последовательного, логического, ориентированного на познание, социально приемлемое поведение и прогнозирование последствий от реализации своих действий, мыслей или желаний). Таким образом, Эго является посредником между требованиями Ид и ограничениями среды, оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспект. Сознательное Эго — то, что большинство людей понимает под термином «Я» или «собственное Я» (в некоторой степени аналогично понятию «личность» в академической психологии). Бессознательное Эго включает преимущественно защитные механизмы и процессы (которые активно не осознаются, но определяют сознательное поведение). Эти механизмы и процессы относительно легко выявляются в процессе психоаналитического исследования, о чем еще будет сказано в соответствующих разделах.

Как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому оно преобразовывает желания Ид в действия так, как будто желания Ид являются его собственными желаниями. Но самые запретные стремления Ид — не находящие выхода представления и аффекты — становятся источником внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. В структурной модели Фрейд определял тревогу как специфическое состояние неудовольствия, как универсальную реакцию на опасность — реальную или потенциальную. Тревога может быть вызвана реальной опасностью (исходящей из внешнего мира), моральными факторами (связанными с конфликтом Эго и Супер-Эго) или иметь невротическое происхождение (вызванное конфликтом между Эго и Ид). Тревога сигнализирует о наличии структурного конфликта, который лежит в основе большинства поведенческих и личностных проблем. В соответствии со структурной моделью интрапсихический конфликт (и порождаемые им симптомы) является следствием столкновения интересов Оно и Я.


Сверх-Я

Третья инстанция Сверх-Я (Супер-Эго) обозначает ту часть психического аппарата, которая формируется на основе родительских образов и запретов (понятий «нельзя», «некрасиво», «некультурно», «стыдно»). Главной задачей Сверх-Я является подавление требований Оно посредством морального влияния на Я.

В основе интериоризации определенных стандартов поведения и запретов лежат прежде всего идентификации (отождествление) с родительскими фигурами. Первоначально ребенок прибегает к самоограничению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии (наказания) со стороны родителей. Впоследствии он начинает действовать, исходя из страха перед внутренним цензором — Супер-Эго. Так формируется совесть, которая, по образному выражению Фрейда, является медалью, на обороте которой написано «страх осуждения социумом». Действия, совершенные вопреки голосу совести, могут вызвать чувство вины и стыда или провоцировать потребность в наказании. Личностные проблемы в равной степени могут быть следствием как недостаточно сформированного, так и слишком жесткого Супер-Эго.

Таким образом, начиная с 1920 г. фрейдовская теория психического аппарата была существенно переработана; при этом во второй топике были предложены новые разграничения, не совпадающие с однозначным делением на Бессознательное, Предсознательное и Сознательное. Так, в инстанции Оно можно видеть главные характеристики Бессознательного, однако и другие инстанции — Я и Сверх-Я — также включают в себя Бессознательное и порождаются им.

Ключевые слова: Фрейд, Я
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Структурные компоненты Я концепции
Белинская Е.П., Социальная психология личности
Структура психики по Фрейду
Мельник С.Н., Психология личности
Концепция З. Фрейда как исток психоаналитической традиции межгрупповых отношений
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Культура и этика по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Особенности Я-концепции при девиантном поведении
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Cтруктура личности по Фрейду
Мельник С.Н., Психология личности
Культура по З. Фрейду и К. Г. Юнгу
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Оставить комментарий