Возраст личности в психологии

Традиционно периоды развития личности рассматриваются в психологии в связи с изменением ее возраста. Но ответ на вопрос «что такое возраст в психологии?» не так уж прост. В психологической науке существуют различные точки зрения по поводу возраста и критериев возрастной периодизации. Чаще всего возраст определяется как длительность существования того или иного тела, материальной системы и т.п. Возраст отдельного организма считается одной из его интегральных характеристик, измеряемых масштабом средней продолжительности жизни индивидов данного вида. Но понятие возраста не сводится только к длительности существования индивида. Б.Г. Ананьев выделял другое свойство возраста: его однонаправленность, одномерность, необратимость.

Итак, понятие «возраст индивида» является сложным понятием и соединяет по крайней мере два свойства времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определенность фазы становления — периода развития индивида. Д.С. Выготский определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику, поэтому принято выделять хронологический возраст и психологический возраст как два разных, не совпадающих понятия.

В психологической науке до последнего времени ведется дискуссия относительно метрических характеристик, оценки продолжительности жизненных промежутков, фаз жизни личности. При построении различных периодизаций возрастного развития наибольшие споры всегда касались критериев выделения различных возрастных фаз. Причиной этого служило то обстоятельство, что часто критериями выделения возрастных фаз в одной и той же периодизации в одних случаях являлись биологические признаки, а в других — социокультурные или социальнопедагогические. Например, в распространенной классификации Дж. Бирренома (1964) учитывается продолжительность каждого из отрезков жизненного пути человека. Она включает следующие фазы: 1) младенчество (0—2 года); 2) преддошкольная (2—5 лет); 3) детство (5—12 лет); 4) юность (12—17 лет); 5) ранняя зрелость (17—25 лет); 6) зрелость (25—50 лет); 7) поздняя зрелость (50—75 лет); 8) старость (75—... лет). В этой и подобных ей классификациях выделяются одни возрастные этапы на основе признаков биологического созревания организма, а другие, например дошкольный период, на основе социально педагогического, культурологического критерия.

Более фундаментальная классификация возрастов, ставшая на Западе классической, предложена Д. Бромлей (1966). В основание своей классификации она положила результаты сравнительного изучения возрастных характеристик развития интеллекта, эмоциональноволевой сферы, мотивации и социальной динамики личности. В ее классификации собственно возрастом является длительность той или иной стадии жизни, которых она насчитывает шестнадцать. В свою очередь стадии являются основными моментами общих циклов человеческой жизни, к которым она относит эмбриогез (внутриутробное развитие), детство, юность, взрослость, старение, старость. Метрически она оценивает не эти общие циклы, а составляющие их стадии Первый цикл включает четыре стадии: внутриутробный период со сменой последовательных состояний (зигота — эмбрион — зародыш — рождение). Второй цикл — детство; он имеет три стадии: младенчество (до 18 месяцев), преддошкольное детство (до 5 лет), раннее детство (до 11 — 13 лет). Третий цикл — юность; он состоит из двух стадий: половое созревание, или старшее школьное детство, ранняя юность (15—21 год). Четвертый цикл определен как взрослость; он включает три стадии: ранняя взрослость (21—25 лет), средняя взрослость (25—40 лет), поздняя взрослость (40— 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (55—60 лет). У пятого цикла, названного старением, имеется три стадии: отставки (до 70 лет), старый возраст (более 70 лет), окончательный возраст (болезнь и смерть). Каждой из стадий Бромлей дает определенную социальную и психофизиологическую характеристику.

В приведенных классификациях не учитывается роль конкретных исторических особенностей развития. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что периоды детства имеют историческое происхождение. Это неоднократно доказывали как зарубежные, так и отечественные исследователи, например Д.Б. Эльконин привлекал для этой цели этнографические материалы. Одни и те же онтогенетические свойства, в том числе и возрастные, функционируют с разными скоростями в зависимости от поколения, к которому принадлежит индивид. Таким образом, человек подчинен не только закономерностям биологического времени.

Человек относится ко времени. Такое отношение сообщает времени личностный статус и превращает его в собственное время личности. Оно состоит из взаимосвязи событий прошлого, настоящего и будущего. В структуру собственного времени личности входит как отражение объективных временных отношений (биологических и социальных), так и субъективное восприятие изменений, событий, переживаний. На основе субъективного и объективного отражений времени формируется целостное отношение личности к времени ее жизни. Субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека называется психологическим временем личности. Это сложное образование, имеющее собственную структуру. В него входят: ситуативное время, биографическое время и историческое время. В ситуативном времени отражается восприятие и переживание коротких временных интервалов (в одних случаях время «летит», в других — «тянется»). Биографический масштаб времени задается временем жизни индивида в целом и является системой определенных временных представлений, концепцией времени личности. В сферу временных представлений человека включены также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим временем личности. Выделяют еще и «социальное время личности», которое связано с освоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта.

Таким образом, возраст человека — функция биологического и исторического времени, И человек в целом, и временные характеристики его жизнедеятельности, его возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического, психологического и социального.

Наряду с таким понятием, как возраст, в психологии обсуждаются, широко употребляются следующие понятия: «психическое развитие», «развитие психики», «развитие личности», «развитие видов деятельности» и пр., под которыми понимается закономерная смена одних периодов развития другими. Понятие возраста сопрягается с понятием психического и личностного развития, поскольку именно выделение возрастных границ, в пределах которых происходит формирование различных новообразований психики и личности, служит одним из критериев возрастного развития в различных концепциях периодизации.

Существует несколько общепринятых концепций развития психики и личности, в основу которых так или иначе положены определенные показатели возраста. Понятия «возраст» и «развитие личности» в них сопряжены (хотя в современной психологии отсутствует единая точка зрения относительно того, что есть возраст личности и что такое развитие личности — вследствие сложности и уникальности данного явления).

ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев БГ., Дворяшина МД, Кудрявцева НА. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. С. 40—57.
2. Божович ЛИ. Личность и ее формиррвание в детском возрасте. М., 1968. С. 143153.
3. Головаха ЕМ, Кроник АА. Психологическое время личности. Киев, 1984 С. 6076
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 13—22.

Источник: 
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999