Власть и влияние в современной организации

В менеджменте большинство воздействий на объект управления осуществляется через оказание влияния на основе имеющейся власти.

Влияние — это психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на подчиненных с целью изменения их поведения.

Под властью понимается способность и возможность влиять на деятельность людей для достижения целей организации.

Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета и права. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.

Принято выделять следующие основные формы власти: основанную на принуждении, традиционную, компетентную, базирующуюся на мотивации, эталонную и власть-харизму.

Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководитель может оказывать влияние на других (подчиненных), если он контролирует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учитывать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успеху, в долгосрочной перспективе такой руководитель обречен на провал.

Традиционная (законная) власть основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре организации, а также на вере подчиненных в незыблемость традиций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой — что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять.

Компетентная (экспертная) власть осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В этой связи представляет интерес высказывание древнего китайского философа Лао-цзы: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньше, народ их презирает».

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует проблема идентификации иерархии потребностей подчиненного.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Однако представления об эталоне поведения и деятельности могут коренным образом измениться под воздействием внешних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдельных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложившиеся связи и эффективность управления в целом.

Власть-харизма поддерживается убежденностью в наличии у человека, выступающего в качестве носителя власти, качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизматический лидер (руководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благодетеля. Ему обычно приписываются все успехи его сторонников. Неудачи не отражаются на имидже лидера, в них обвиняются другие люди или обстоятельства.

Необходимо отметить, что власть как процесс оказания влияния на людей характеризуется:

  1. целенаправленностью влияния, т.е. влияние оказывается в определенном направлении; при этом направление может задавать цель организации (или ее подразделения), задачи или функции подразделения;
  2. опорой на ресурсы, т.е. власть опирается на ресурсы, имеющиеся в распоряжении у носителя власти, что поддерживает зависимость подчиненных;
  3. наличием определенного механизма, т.е. средств воздействия на подчиненных. Все типы власти имеют свой механизм воздействия, который формируется исходя из того, что именно определяет зависимость одного человека от другого, какие потребности человека удовлетворяются путем подчинения лицу, оказывающему влияние;
  4. неоднозначностью последствий применения власти, т.е. власть может характеризоваться некоторой непредсказуемостью последствий оказания влияния. Например, исполнитель не считает правильным решение (указание, приказ) руководителя.

В таком случае он может оказывать явное или скрытое сопротивление и не подчиняться власти.

Абсолютной власти не существует. Для того чтобы социальные отношения в организации находились в равновесии, необходимо обеспечить баланс власти, т.е. равновесие в отношениях «власть — подчинение». Отсутствие баланса власти создает излишнюю зависимость и подавленность подчиненных, что может плохо отразиться на результатах их труда.

Ключевые слова: Организация, Власть
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Организационная власть как базовый организационный процесс
Занковский А.Н., Психология лидерства
Бенчмаркинг
Мэй М., Трансформирование функции финансов
Разновидности форм правления
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Властолюбие
Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность
Особенности банкротства кредитных организаций
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Сущность и классификация международных организаций
А.С.Булатов, Экономика
Понятие исполнительной власти и разновидности ее органов
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Финансовые кризисы и роль финансовой службы
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.И. Берзона и ТВ. Тепловой...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий