В качестве оснований для классификации представлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенности образов; степень волевых усилий; по происхождению образов.
По виду анализаторов
Зрительные представления воспроизводят параметры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к постоянным занятиям индивида. Например, архитектора идущего по городу, элементы архитектуры привлекают больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению.
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления всегда сопровождаются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает сокращение соответствующей группы мышц. Экспериментально показано, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в полости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощущений и восприятия.
По степени обобщенности
Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать Можно иметь общее представление о парке автомашин различных марок, имеющихся в стране, по мате. риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным наблюдениям.
По степени волевых усилий
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся априорной информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непроизвольным стимулом для появления образа представлении состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).
По происхождению образов
Представления памяти возникают на основе непосредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Так, образ друга детства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагментов образа, извлекаемого из долговременной зрительной памяти.
Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе привлечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находился в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, их рассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.
Иногда выделяют представления по тому, к какому периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответственно и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.