Три типа легитимного господства по М. Веберу

Современные политологи не имеют единого мнения о природе власти. Одни рассматривают ее как доминирующую черту человеческой психики (Ч. Мериам, Г. Лассуэлл), другие — волевое воздействие (М. Вебер), или как влияние (Б. Рассел). Т. Парсонс считал власть свойством социальной структуры общества.

М. Вебер, который разделял власть институциолизированную и власть как социальный феномен, которую он называл господством, выделяя три его типа.
1. Рациональное господство. Этот тип господства основан на вере людей в справедливость законов, действующих в обществе, в легальность носителей власти, то есть управляющих. Примерами такого господства являются деятельность финансового инспектора, осуществляющего проверку на основании и в соответствии с законом и инструкциями; деятельность полицейского, штрафующего нарушившего правила уличного движения водителя, или деятельность преподавателя, принимающего экзамен. Ни у проверяемых фининспектором, ни у оштрафованного водителя, ни у студентов не появляется сомнений в легитимности их взаимоотношений с властью. Разумеется, если власть не нарушает законы. При таком типе господства власть денерсонифицирована — здесь мы видим типичные статусно-ролевые отношения. Обобщающим примером рационального господства являются взаимоотношения между властью и населением развитых демократических стран.

2. Традиционное господство основано на воспринятой с детства привычке следовать традиции, веками установленному порядку, нормам и правилам. При таком типе господства очень важно не нарушать традиций при передаче и осуществлении власти и отношения подчинения не будут разрушены. Примером традиционного господства могут служить наследственные монархии: Саудовская Аравия, Кувейт. Власть здесь персонифицирована, но личность правителя выступает не ярко, не подчеркнуто. Главное все же королевский статус, а не личностные качества характера. Люди больше привыкли подчиняться королю или эмиру, а не персонально Фахду или Ас-Сабаху.

3. Харизматическое господство зиждется на личной преданности, вере в священный дар и доблести правителя, который как пророк ведет людей по единственно верному пути. Харизма по-гречески означает «благодать», то есть способность изрекать истину, и иметь лидерские качества, дарованные свыше. Как видим, личность харизматического правителя не только персонифицируется, но и наделяется сверхчеловеческими качествами вождя, пророка: предвидением, интуицией, всезнанием или умением общаться с Богом. Примерами харизматического типа господства служат пророк Магомет, Гитлер, Ленин, Сталин, Аятолла Хомейни.

Ключевые слова: Власть
Источник: Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Материалы по теме
Теория разделения властей в государстве
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Понятие, структура и функции политической власти
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Организационная власть как базовый организационный процесс
Занковский А.Н., Психология лидерства
Политическая власть и стиль руководства
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Теоретические основы реформы политической власти в современной России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Законодательная власть
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Соотношение законности и легитимности власти
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Основы власти руководителя
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий