Типы партий: критерии классификации. Мир политических партий чрезвычайно разнообразен, поэтому попытки типологизировать их достаточно условны. Однако они имеют целью более глубокое проникновение в природу партий и их возможности.
Классификация партий по М. Дюверже. Общепризнанной и наиболее удачной считается ныне классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Он выделял кадровые и массовые партии.
Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению численности своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.
Основной структурный элемент кадровых партий — комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, его численность, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов обычно имеет «сезонный» характер: резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост.
Кадровую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам. В партиях с построенными на таких принципах первичными организациями отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов, что дало основание М. Дюверже назвать их кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своем — кадровые партии.
Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентирующиеся на политическое воспитание масс и формирование элит, вышедших из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счет членских взносов. Увеличение численности партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре этих партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникла сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.
Классификация партии по Дж. Сарторри. Произошедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием американскому политологу Дж. Сарторри дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партий — партиями избирателей. Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой-то идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т.д.
Помимо представленной классификации М. Дюверже и Дж. Сарторри, существует и другая, согласно которой партии по отношению к правящему режиму подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии — это партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Возможна одна такая партия или коалиция партий. Через своих представителей (премьера и министров правительства) партия осуществляет собственный политический курс.
К оппозиционным партиям относятся партии, по результатам выборов лишенные возможности осуществлять правительственные функции. Оппозиционные партии не стремятся изменить конституционный строй, разрушить существующую политическую систему. С точки зрения функций оппозиция, по определению английского лорда Г. Болинброка (XVIII в.), должна:
- систематически критиковать деятельность правительства, указывая на его ошибки и недостатки;
- предлагать альтернативные варианты решения возникающих проблем;
- контролировать действия властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям;
- сменять существующее правительство на следующих выборах.
Оппозиционные партии не следует путать с авангардными, стремящимися к революционному изменению существующего общественного строя. Их отличает наличие строгой партийной дисциплины, демократический централизм, беспрекословное подчинение нижестоящих органов руководству партии, отождествление партии с ее лидером (вождем). Примерами такого типа партий являются коммунистические партии, фашистские и неофашистские партии.
Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин. В них формируется облик желаемого общества, принципы его функционирования, способы изменения в нем. Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе. Реформистские партии предпочитают осуществлять изменения в обществе эволюционно. Консервативные партии стремятся сохранить существующие порядки, оградить общество от решительных преобразований, полагаясь на естественный ход событий.
Функции партий
Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.
Наиболее важной является функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур — такова функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и правительственные функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.
Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, т.е. обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, т.е. функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты. Так партии осуществляют функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций (как это было в СССР).