Теория социального воздействия

Социальной психологии давно известно, что поведение других людей, их установки и суждения оказывают воздействие на наше поведение, установки и суждения. Однако по поводу того, как происходит это воздействие, мнения значительно расходятся. Самым простым можно считать предположение, что влияние является функцией от числа людей, которые демонстрируют определенное поведение или выражают определенное мнение. Латане с коллегами разработали модель социального влияния, которая включает в себя вышеприведенное предположение (Latane, 1981). Авторы модели утверждают, что влияние является мультипликативной комбинацией воздействий трех главных факторов: количество источников влияния, близость их расположения к «мишени» влияния, мощность этих источников.

Можно проиллюстрировать эту модель при помощи аналогии. В абсолютно темной комнате лист белой бумаги кажется черным, как и все остальное. Допустим, на этот лист белой бумаги попал свет. Каким этот лист покажется, белым или серым, если мы находимся на противоположном конце большой комнаты? Если много лампочек (источники), каждая с большой мощностью (мощность), осветят лист бумаги с близкого расстояния (близость расположения), то он покажется совершенно белым. Если единственным источником будет только одна лампочка мощностью в 15 В, расположенная в дальнем конце комнаты, то лист бумаги покажется скорее серым. Поскольку три переменные, образующие данную модель, перемножаются, то, если одна из них близка к нулю, общее воздействие всех переменных тоже будет близко к нулю. Латане также отмечает одно явление, которое мы могли бы назвать «законом снижения социального воздействия». Еженедельное увеличение суммы на карманные расходы на $1 немного значит для богатого мальчика, которому выдают $50, присоединение 10 человек к 1000 зрителей не произведет такого впечатления на оратора, страдающего заиканием, как добавление 10 человек к группе из 5. Если быть кратким, начальное увеличение размера группы (когда группа невелика) оказывает более сильное воздействие, чем ее последующее увеличение (когда ее можно считать уже большой).

В соответствии с мультипликативным эффектом различных источников воздействия Латане также предположил, что наличие множественных целей дробит воздействие. Мы назвали бы это предположение «законом разделенного социального воздействия». Так, если бы вы смогли встретиться с Папой Римским наедине, это был бы более впечатляющий опыт, чем если бы с вами присутствовали 10 или 100 человек. Эти принципы социального воздействия приложимы как к нормативному, так и к информационному социальному влиянию. Неважно, пытается ли группа повлиять на «девианта» силой или проявлением доверия, мощь (статус, знание, сила), количество и близость действующих факторов окажут заметное воздействие на успешность такой попытки. Хотя мы сосредоточили внимание на конформизме, Латане применял свою модель к разнообразным социальным ситуациям, включая помимо конформизма действия прохожих при оказании помощи и переживание страха перед публикой. Вот несколько основных выводов.
1. Конформизм — воздействие групповых норм на индивидов: когда большинство людей приходят к групповому консенсусу (т. е происходит умножение источников влияния), конформизм возрастает, но каждый новый член коллектива не увеличивает эффекты конформизма (закон сниженного социального воздействия).
2. Страх перед публикой — воздействие публики на оратора: страх увеличивается перед большой аудиторией (в результате умножения источников влияния), но с добавлением каждого нового человека к аудитории чувство страха практически перестает расти (закон сниженного социального воздействия). Солисты испытывают больше страха, чем те, кто выступает с коллективом (закон разделенного социального воздействия).
3. Несчастные случаи — воздействие жертвы на прохожих: вероятность того, что вы окажете помощь пострадавшему, снижается по мере увеличения количества остановившихся прохожих (закон разделенного социального воздействия). С каждым новым остановившимся прохожим уменьшается реальность оказания помощи (закон сниженного воздействия).
4. Чаевые — воздействие обслуживающего персонала на клиентов: вы дадите меньше чаевых официанту или официантке, если за вашим столом сидят другие клиенты (закон разделенного социального воздействия).

Ключевые слова: 
Источник: 
Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с: ил. — (Серия «Концентрированная психология»).
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии.