Теория коммуникативного действия — это исследовательский подход, в основе которого лежит представление об обществе как, с одной стороны, о системе, а с другой — как о жизненном мире. Основоположник этого подхода немецкий социолог Юрген Хабермас (р. 1929) в работе «Теория коммуникативного действия» (1981) стремился показать относительную правоту макросоциологических парадигм (структурный функционализм, исторический материализм) и микросоциологических парадигм (феноменологическая социология, символический интеракционизм), которые сосредотачивают внимание исследователей соответственно на объективных структурах и субъективных смыслах. Ограниченность этих парадигм, по его мысли, заключается в том, что они «обрывают» связь между двумя неразделимыми аспектами общественной жизни.
Хабермас выделил два типа социального действия: целерациональное действие8, направленное на успешное манипулирование объектами, в качестве которых могут рассматриваться и вещи, и живые существа, в том числе люди, и коммуникативное действие, направленное на достижение взаимопонимания и консенсуса (лат. consensus — согласие, единодушие) между взаимодействующими людьми.
Целерационалъное действие воспроизводит общество как систему, т. е. комплекс формальных норм, определяющих наиболее эффективные способы обеспечения благосостояния и безопасности индивидов. Экономика (сфера деятельности, в которой действия индивидов координируются при помощи денег) и политика (сфера, в которой действия координируются при помощи власти) являются составными частями системы. Люди действуют согласованно, если одни оплачивают действия других или если одни подчиняются распоряжениям других.
Коммуникативное действие воспроизводит общество как жизненный мир, т. е. комплекс символических структур, определяющих способы придания индивидами смысла событиям и действиям друг друга. Составными частями жизненного мира являются:
- культура — сфера деятельности, в которой индивидами создается и передается знание;
- общность — сфера деятельности, в которой индивидами устанавливается и поддерживается чувство единства — солидарность;
- социализация личности — сфера деятельности, в которой у индивидов формируется идентичность (представление о себе на основе осознания принадлежности к той или иной социальной общности) и способность быть актором — ответственным субъектом социального действия.
Культура, общность, социализация личности — это сферы, в которых действия индивидов координируются при помощи языка как средства речевой коммуникации. Люди действуют согласованно, если одни аргументируют необходимость или полезность тех или иных действий, а другие принимают эти аргументы как убедительные.
Система и жизненный мир неразрывно связаны и зависят друг от друга. Система обеспечивает «материальную основу» коммуникативного действия посредством эффективного использования ресурсов и результатов целерационального действия для поддержания: 1) технического оснащения и организационных процедур накопления и передачи знания; 2) экономического благополучия, правового порядка и военной безопасности общности; 3) жизненных сил и здоровья индивидов. Жизненный мир обеспечивает мотивацию целерационального действия посредством придания объектам и ситуациям значений, ориентируясь на которые люди выбирают культурно, социально и индивидуально приемлемые цели и соотносят цели и средства. Но в современном мире, согласно Хабермасу, равновесие между системой и жизненным миром нарушено и система «колонизует» жизненный мир.
Колонизация происходит в форме бюрократизации и коммерциализации тех сфер жизнедеятельности, в которых создаются символические структуры. Деньги и власть постепенно замещают речевую коммуникацию в качестве средства координации действий в науке, искусстве, образовании, профессиональных ассоциациях, местных общинах, семейной жизни, воспитании подрастающего поколения. Колонизация жизненного мира — основная структурная проблема современного общества, так как распад символических структур ведет к мотивационному кризису: мотивация действий на основе придания им смысла исчезает и нарастает «системное насилие». Действия на основе личного выбора, мотивируемые ценностными ориентациями, убеждениями, верованиями, замещаются действиями на основе вынужденного подчинения и корыстного интереса, т. е. внешних стимулов, исходящих от системы. Такого рода действия совершаются лишь до тех пор, пока система оказывает на индивидов давление посредством денег и власти.
Колонизация жизненного мира является основной причиной социальных конфликтов в современную эпоху. На смену экономической и политической борьбе классов приходит борьба между общностями, чьи интересы связаны с экспансией системы (предпринимателями, рабочими, служащими, государственными чиновниками), и общностями, чьи интересы связаны с поддержанием жизненного мира (молодежью, этническими и культурными меньшинствами, религиозными фундаменталистами и т. д.).
«Теорию коммуникативного действия» Хабермаса можно рассматривать как главный труд по «критической теории современности», в котором обоснован тезис: современному обществу угрожают не чрезмерная эксплуатация в смысле Маркса или тоталитаризм, а односторонняя рационализация и бюрократизация всех сфер жизни, снижающие роль общественности, усиливающие государство. При этом чрезмерная бюрократизация и экспансия права на все сферы жизни представляют собой наибольшую опасность для демократических основ гражданского общества.
В этих условиях главной целью для исследователей общества должно быть развитие такой формы мышления и мотивации деятельности, которая может служить идейной основой и практическим средством поддержания жизненного мира и сдерживания экспансии системы. Хабермас для обозначения этой формы мышления и мотивации деятельности ввел понятие коммуникативной рациональности, противопоставляя ее инструментальной рациональности системы. При помощи концепции колонизации системой жизненного мира и концепции коммуникативной рациональности в теории коммуникативного действия объективистские парадигмы (структурный функционализм и феноменологическая социология) интегрируются с активистскими парадигмами (историческим материализмом и критической теорией).
Средством восстановления сбалансированных отношений жизненного мира и системы является дискурс — публичная дискуссия по важным вопросам общественной жизни с ценностных позиций. Дискурс обеспечивает истинность, правильность и правдивость высказываний участников. В нем реализуется идеальная речевая ситуация, обладающая названными свойствами свободной дискуссии. Возникает коммуникативная рациональность, которая ведет к восстановлению сбалансированности отношений системы и жизненного мира. Таково решение Хабермасом основной проблемы современного общества. Практическими выводами из него являются развитие коммуникативной рациональности общества путем расширения демократии, публичной полемики по важным вопросам, политического участия, демократизации политических институтов и использование критических возможностей искусства и научной критики.
Теория коммуникативного действия хорошо описывает и объясняет взаимосвязь и взаимодополнительность двух типов организации жизнедеятельности людей: формальных обезличенных образцов взаимодействия — «системы» и повседневных межличностных коммуникаций — «жизненного мира». Однако эта теория оставляет непроясненным вопрос о том, предопределяются ли индивидуальные действия (и целерациональные, и коммуникативные) социальными структурами (и системы, и жизненного мира) или, напротив, такие структуры порождаются указанными действиями.