Тенденция глобализации

Можно выделить семь тенденций социального развития на глобальном уровне. Это будут связанные друг с другом тенденции рационализации; технизации, доходящей до индустриализации; разделения труда; индивидуализации; общественной дифференциации; усложнения общества; роста социальной связанности вплоть до глобализации.

Тенденция глобализации тесно связана с другими социальными тенденциями: с тенденцией рационализации, поскольку мир в целом изменяется по общим рациональным правилам; тенденцией интегративного разнообразия, поскольку мир становится все более интегрированным, хотя с ростом разнообразия все не так просто, и именно унификация мира является одной из причин кризиса современной цивилизации.

В Древней Греции и других регионах (в частности, в Индии) были города-государства, имевшие все более сильно проявлявшуюся тенденцию к объединению путем заключения соглашений и покорения. Древний Рим — город-государство — превратился в крупнейшую империю Античности. Затем нашествие варваров приостановило на время интеграционный процесс в данном районе, но он шел в других частях планеты. «Еще где-то 500 лет назад Европа являла собою смешение политических систем (больших и очень маленьких), жители которых часто не имели ни чувство гражданства, ни общей идентичности. Большинство людей, по-видимому, не имели практически никакого представления о политической системе, к которой принадлежали. Потом Европа превратилась в нечто вроде совокупности наций-государств, каждое из которых удерживало свой народ посредством общей идентичности. Это произошло не случайно, действительно, правительствам возникающих наций-государств пришлось немало для этого потрудиться» (Алмонд Г. и др. Цит. соч. С. 23). Система европейских наций-государств сложилась в Новое время, и Вестфальский договор 1648 г. закрепил данный принцип политической организации Европы. После Второй мировой войны часть государственной власти перешла к наднациональным организациям (сначала Общий рынок, а ныне Европейский союз). Стала создаваться единая Европа, и уже происходят выборы в Европейский парламент, функции которого все более расширяются. В 1999 году введена общая валюта — евро, которая достойно соперничает с американским долларом. Та же тенденция социальной интеграции проявляется в других регионах. В Америке аналогичную роль в части функций играет НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ныне формируется единое экономическое сообщество. В 2005 году состоялся учредительный саммит в Малайзии. Восточноазиатское сообщество (ВАС) объединяет государства общей численностью 3,5 млрд человек, имеющие ВВП 8,2 трлн долларов (70% от ВВП Евросоюза). России грозит, таким образом, оказаться между двух жерновов: ЕС и ВАС. А перед нею еще Америка, Африка и Ближний Восток.

На глобальном уровне большое значение приобретают культурные, цивилизационные различия. Чем в большей степени современные конфликты имеют глобальное измерение, тем более справедливым выглядит утверждение С. Хантингтона, что современные конфликты — это «конфликты цивилизаций».

С глобализацией научных законов проблем не возникает. А вот с глобализацией этических норм дело обстоит сложнее. Этические нормы формировались в пределах малых групп, а в отношении других групп было дозволено все — война, убийство, захват и обращение в рабство противников. Тенденция глобализации актуализирует конфликт внутри-и межгрупповых этических норм. Возникает искушение объединить мир путем его завоевания, используя межгрупповые формы поведения. Это вызывает противодействие, к примеру, в Ираке, где в результате военных действий США погибли, как признал президент Буш, 30 тыс. мирных жителей и 2140 военнослужащих США.

«Глобализация — это результат насильственного навязывания народам мира могущественными правительствами, особенно правительством США, торговых сделок и прочих соглашений, призванных облегчить корпорациям и богачам господство над национальными экономиками при отсутствии обязательств перед представителями этих наций» (Хомский Н. цит. соч. С. 19).

ТНК называют фактическим мировым правительством новой имперской эры, или, как еще говорят, «мировой закулисы».

«Современный человек в качестве вожделеющего существа формируется уже не национальной, а общемировой системой духовносимволического производства, но в качестве производящего субъекта его возможности по-прежнему ограничены местными национальными рамками» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 96). Здесь следует отметить концепцию так называемых референтных групп, которые в качестве господствующих навязывают свои взгляды, вкусы и потребности всему остальному населению планеты. Существует понятие социокультурной модели. «Она воплощает не столько своекорыстную волю класса, сколько принудительный дух, господствующее вожделение эпохи. Например, в наше время вожделенной целью является рост, процветание, благосостояние» (Там же. С. 112).

Возникает вопрос, до какого момента тенденция глобализации, как и другие объективные тенденции, будет идти: бесконечно или до определенной точки? Эволюция глобализации придет, по-видимому, к некоторому завершению, но когда это произойдет, никому не известно. «Эпоха Просвещения верила в то, что переход из традиционного общества в современное, из архаики в модерн соответствует логике общечеловеческой культуры или общечеловеческой судьбы. Код всемирной истории — это всеобщий код, заложенный во всех культурах: вот почему, хотя и не все народы одновременно переходят в современность, все они находят в ней свой собственный дом, свою никем не навязанную судьбу» (Там же. С. 312). Нынешний экологический императив заставляет отказаться от этой идеи. В будущее войдут только избранные, и те, кто идет впереди, будут стараться закрыть за собой дверь, чтобы не пустить другие народы. Борьба за место под солнцем под влиянием экологического кризиса обострилась. «Так, мораль христианского и просвещенческого универсализма стала заменяться новой избраннической моделью — теорией Запада как избранного народа новейшей эры... Таким образом, индустриализация, урбанизация и просвещение из универсалистских ценностей превращаются в привилегию избранных любимцев прогресса. Зреет неприятный вывод: необходима новая расчистка этих дефицитных территорий от всего того, что местное население успело на них соорудить в ходе „затратных", „нерациональных" индустриализации, урбанизации и милитаризации» (Там же. С. 313). Однако для того, чтобы это население не сопротивлялось назревшему переделу ресурсов и территории, его необходимо лишить средств сопротивления — национального суверенитета и других атрибутов былой самостоятельности.
 

И. Кант утверждал, что вечный мир наступит только тогда, когда будет всемирное правительство. В этом есть логика — с кем воевать, если на Земле одно государство? Но сколько столетий потребуется для объединения мира в единую политическую систему, ученые сказать не могут. В истории имели место три глобальных проекта: Британская империя, советский коммунистический и современный американский. Два первых закончились неудачей.

Современные государства уже не могут быть полностью суверенными, разве что претендующие на мировое господство США. О данных претензиях говорит то, что США включают в сферу своих национальных интересов, по существу, весь мир и осуществляют агрессию в любой точке земного шара, как бы далеко она ни находилась от Америки. Можно ли сказать, что американский проект овладения миром по «индейскому варианту» уничтожения противников успешно претворяется в жизнь? Неудачная попытка Британской империи завоевать Афганистан после покорения Индии свидетельствует о том, что делать здесь какие-либо выводы преждевременно.

Тенденция глобализации таит в себе разные возможности. «Левое» видение тенденции глобализации дает книга М. Хардта и А. Негри «Империя» (2000), которая исходит из непреложности данной тенденции и рассматривает перспективы решения социальных проблем внутри объединяющегося мира. Нельзя сбрасывать со счетов и многочисленных антиглобалистов.

Параметры альтернативной глобализации: индустриализация с преимущественным развитием высоких технологий и фундаментальной науки, рост численности населения в пределах, необходимых для развития промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического потенциала, и главное — реализация смысла жизни — духовный прогресс человека. Это глобализация без таких ее отвратительных черт, как агрессия — подчинение других народов огнем и мечом, разрушение природной среды, духовный кризис человека.
 

Ключевые слова: Глобализация
Источник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Глобальная конкуренция
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Негативные последствия глобализации
Маркетинг. Учебное пособие
Глобальные проблемы: признаки, виды, эволюция
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Движущие силы и противоречия глобализации
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Понятие «глобализация» в системе экономических категорий
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Глобализация мировых финансовых рынков
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Современные тенденции развития международных отношений. Глобализация
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Глобализация социально-экономических отношений
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 3
Оставить комментарий