Связи с общественностью в государственном управлении

Институт связей с общественностью стал органическим компонентом государственного управления в России с начала 90-х годов XX в., чтобы обеспечить устойчивую и репрезентативную информационную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса. Институт связей с общественностью государственной системы управления отличается функциональной спецификой, связанной с постепенным формированием коммуникационной системы, специальных средств информационного обмена. Созданные информационно-организационные структуры направлены на установление и поддержание постоянных информационно-коммуникативных связей между различными субъектами социальной жизни: производителями и потребителями, собственниками и менеджерами, депутатами и избирателями, органами государственной власти и гражданами, В целом деятельность института по связям с общественностью направлена на поиск механизмов эффективного управления социальной системой в ее согласованном, регулируемом и прогрессивном развитии. Связи с общественностью в сфере управления строятся на принципах консенсуса и персонализма, что проявляется в постановке целей, выборе партнеров, технологиях сотрудничества. Эту деятельность можно рассматривать через модели взаимодействия государства и гражданского общества, отражающие партнерские отношения между субъектом и объектом властвования в режиме диалога.

На федеральном уровне деятельность по управлению общественными связями направлена на согласование государственных, общественных, корпоративных и частных интересов. Акцент делается на взаимодействии с прессой, аналитической, прогностической и экспертной деятельности. На региональном уровне главной целью является повышение открытости муниципального управления и приближение его к интересам граждан, здесь важны системность, открытость и постоянство связей власти с общественностью. Конкретные направления взаимодействия с общественностью в органах государственной власти определяются в зависимости от реальной политической ситуации и уровня социальной напряженности. К ним можно отнести:

  • формирование и изучение общественного мнения;
  • установление, поддержание и расширение контактов с общественностью;
  • создание благоприятного имиджа органа государственной власти и их руководителей;
  • анализ общественной реакции на принимаемые решения с их последующей коррекцией;
  • прогнозирование кризисных и конфликтных ситуаций и их предотвращение.

В современной России трехуровневая структура управления соответствует трехуровневой организации связей с общественностью — федеральный, субъектный и местный уровни. Службы федерального уровня обладают широкими функциями и полномочиями. Службы субъектов федерации обладают меньшим масштабом деятельности, но большим влиянием на информационные процессы и коммуникативную политику. На муниципальном уровне связи с общественностью чаще всего выполняются руководителями администрации или их заместителями [Государственная служба, 1998, 5—7]. Общее, что объединяет информационно-коммуникативные структуры власти по связям с общественностью, касается двойственной, противоречивой природы их целей и задач. С одной стороны, они призваны проводить информационную политику с учетом интересов государственного управления, а с другой — предоставлять информацию, соответствующую интересам гражданского общества. Следует отметить низкий уровень правового регулирования деятельности данных структур. Нет закона о пресс-службе, закона о свободе информации, закона о гласности, в которых было бы отражено взаимодействие государства с населением, избирателями, налогоплательщиками, потребителями политической информации, депутатами.

Специфика управления общественными связями в органах государственного управления определяется своеобразием технологий, направленных на предупреждение конфликтных ситуаций и реализацию управленческих решений. По мнению В. Комаровского, «особенности работы служб “паблик рилейшнз” в органах власти и в политических структурах выявляются в характеристике субъекта и средств деятельности, в специфике эффектов, достигаемых в результате этой деятельности» [Комаровский, 2001,60]. Специфика связей с общественностью во многом определяется взаимодействием органов государственного управления с целевыми аудиториями в сфере экономики, культуры, социальной жизни. Специалисты «паблик рилейшнз» модифицируют традиционные и инновационные технологии в зависимости от того, кто является их партнером: предпринимательские или финансовые круги, политические партии или профсоюзы, молодежные или женские общественно-политические движения. Каждодневная кропотливая работа по установлению разнообразных общественных связей способствует процессу персонификации государственного управления. Как результат деятельности диалоговой коммуникации власти с общественностью развивается новый способ организации и ориентации общества, новый способ управления политическими процессами и событиями.

Подводя итог сказанному, правомерно сделать ряд выводов: во-первых, информационные технологии в новом тысячелетии не только пронизывают все сферы социальной жизни, но и активно влияют на ее преобразование. Во-вторых, информационная инфраструктура создает технологическую основу объединения интеллектуальных способностей и духовных сил страны, выступает одним из определяющих факторов становления «информационного общества». Благодаря широкому применению информационных технологий в государственном управлении, созданию специализированных информационно-организационных структур усиливается интенсификация информационных потоков в обществе, резко возрастает роль информации в управлении и политических процессах. В-третьих, бурное развитие информационных технологий открыло новые возможности для специалистов по управлению общественными связями, деятельность которых определяется государственной информационной политикой, ее идеологией,

Темы: PR, Государство, информационные технологии
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Информационная структура современного государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Государственная национальная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Понятие государственного режима
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Налоги как средство государственного регулирования
А.С.Булатов, Экономика
Государственное финансирование партийной деятельности
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Происхождение государства
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Государственные и муниципальные финансы
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Формы и методы контроля самоуправления со стороны органов государственной власти
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Оставить комментарий