Информационная структура — одна из наиболее актуальных и технологически сложных проблем современного государственного управления. Информационная структура, выступая каркасом системы государственного управления, влияет на состояние субъекта и объекта политики, реализацию основных функций, выбор форм и методов связей с общественностью. Субъект управления — структурноорганизованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние — использует государственную информацию как основной ресурс управленческого воздействия. Объект управления — структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широко доступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектнообъектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.
Современная информационная структура России включает в себя следующие компоненты: информацию, информационные ресурсы, информационные связи, специализированные информационно-организационные службы, программные средства вычислительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы, банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии. Ее функционирование зависит от высокопрофессиональных специалистов, обеспечивающих создание и использование информационных технологий, степени технической оснащенности средствами массовой информации, особенностей политического режима и проводимого политического курса. Рассмотрим подробнее, что собой представляет каждый из элементов информационной инфраструктуры и какие функции выполняет в государственном управлении.
Понятие информация появляется в XIX в. «как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов и технических средств». В XX в. в научной литературе особое внимание было уделено «массовой информации», как «совокупности предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов». Массовая информация рассматривалась как односторонняя передача сведений, рассчитанных на восприятие массовым зрителем, читателем, слушателем.
Информация, циркулирующая в аппарате власти федерального и регионального уровней, — это совокупность сложных и многообразных документов. Она огромна по объему, разнообразна по содержанию и характеризуется изменчивостью в динамике. Значительная часть ее связана с формированием и реализацией управленческих воздействий. Другая, не менее значимая, выражает взаимосвязи государственного аппарата с потребностями и интересами миллионов граждан. Управленческая информация циркулирует в виде информационных потоков, образующих контуры внутренних и внешних организационно-управленческих связей. С управленческой информацией связаны такие категории, как информационный поток, информационные связи, информационные процессы, информационное пространство. Информационный поток — это совокупность сообщений с одинаковыми или близкими свойствами. Для органов государственной власти поток управленческой информации— это законы, указы, постановления, сводки, предписания, санкции и другие документы. Проблема упорядочивания и совершенствования информационных потоков решается в соответствии с целями, задачами, функциями государственных структур и требованиями внешней среды. Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:
- информация, циркулирующая внутри органа государственной власти;
- информационные потоки, связывающие органы управления разного уровня;
- информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.
Между субъектом и объектом государственного управления устанавливаются информационные связи, которые представляют собой сложнейшие информационные схемы коммуникативного типа, структурно отображающие существующие совокупности взаимосвязей как внутри, так и вне органа управления. От уровня и качества информационных связей напрямую зависит организационное совершенствование системы информационного обеспечения государственного управления. К сожалению, очень часто информационные связи в государственных структурах не упорядочены, запутаны, носят формальный характер и дублируют друг друга. Совершенствование информационных связей направлено на то, чтобы их сделать оптимальными, гибкими, подвижными. Они должны соответствовать уровню компетенции государственного органа, информационным интересам других самоуправляемых образований, их подсистем и элементов, быть адаптированными к изменению условий правового регулирования, опыта управления, удобными для быстрого прохождения потоков информации. Управленческие связи в системе информационного обеспечения государственного управления реализуются через информационные каналы прямой и обратной связи, которые формируются по принципу единой коммуникативной среды, включая телекоммуникативные, модемные и другие системы связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение граждан в процесс принятия решений.
Следующим элементом информационной структуры государственного управления можно назвать информационные массивы или банки информации — совокупность документов, сведений, данных, фактов. Как правило, они сосредоточены в архивах, библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах и других видах информационных ресурсов.
Информационные ресурсы — это синтетическая организационная форма представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации документированной информации функционального назначения. Информационные ресурсы, собранные в архивах, библиотечных фондах, музеях, текущих делопроизводственных системах, системах научно-технической информации, являются источником накопления знаний и формой хранения информации. Государственные информационные ресурсы представлены различными массивами информации, на основе деятельности центральных, региональных и местных органов власти. К ним относятся ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти, а также массивы данных, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах властных структур. В частности, социологические исследования относительно проводимых реформ и отношения к ним населения.
Для эффективного информационного взаимодействия государственной власти с гражданским обществом значимыми являются информационные ресурсы в области статистики, финансов, налоговых сборов, преступности; документы, содержащие экологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию; сведения об использовании бюджетных средств и других ресурсов страны, информация о состоянии экономического развития и потребностях населения. Ресурсы специализированной информации формируются Федеральной службой безопасности, службой Внешней разведки, Главным разведывательным управлением, МВД, МИД и Министерством обороны Российской Федерации. Основой для формирования информационных ресурсов служат информационно-аналитические службы управления, информационно-справочные службы, бюро и центры по связям с прессой, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике и др. Они располагают развитыми инфраструктурами, ориентированными на сбор информации по всей территории страны и ее обработку в интересах федеральных и региональных органов государственной власти. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений.
В информационном обеспечении государственной власти огромная роль принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность «встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические, кадровые вопросы. Именно аналитические службы выявляют и формулируют информационные потребности руководства для управления. От работы информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет специфики кодов информации, свойственной отдельным звеньям управления, основания и виды ответственности работников аппарата за предоставление и обработку информации. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы — правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др. Глава государства выдвинул в сентябре 2004 г. важную инициативу — создание Общественной палаты по оценке деятельности государственных структур. В 2005 г. данная палата была сформирована, а в ее функции входит, в частности, проведение общественной экспертизы законопроектов по развитию страны, имеющих общенациональное значение. Таким образом, реализована идея широкого привлечения профессионалов в различных областях деятельности к аналитической работе по совершенствованию управленческих решений.
К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений и время их принятия.
Все современные информационно-аналитические службы можно разделить на три класса:
Службы первого класса занимаются упорядочением информационных ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации, подготовленные традиционными методами).
Службы второго класса создают региональные и муниципальные информационные системы, используют базы данных прессы, статистику, информационно-коммуникативные технологии, оказывают помощь при проведении избирательных кампаний.
Службы третьего класса разрабатывают аналитические и экспериментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные или кризисные ситуации, а также социогенные и техногенные катастрофы.
В задачи информационно-аналитических центров входит:
- информационно-аналитический мониторинг экономической, социально-политической, экологической, криминогенной, террористической ситуации в стране и регионах;
- анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование управленческого процесса;
- поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального и регионального управления, а также методов их решения;
- экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных проектов;
- разработка на основе информации альтернатив управляющих решений для лица, принимающего решение и их обоснование;
- подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных справок.
Рассмотреть место информационно-аналитической службы в системе современного государственного управления можно на примере работы информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации. Его основная задача заключается в обеспечении эффективной и аналитической поддержки работы Совета Федерации. Верхняя палата российского парламента — Совет Федерации не принимает законов, а только одобряет или отклоняет тексты, принятые Государственной думой. Эффективное выполнение данной функции требует организации регулярного взаимодействия органов Совета Федерации с Государственной думой, а при необходимости и с другими органами власти на всех этапах подготовки законопроектов. Таким образом, он выполняет функцию связующего звена между федеральной системой власти и властными органами субъектов Федерации. Руководители регионов получают возможность непосредственно участвовать в формировании политики федеральных властей, а согласованные с ними решения федерального уровня получают дополнительную опору при реализации ее в регионах России. Совет Федерации также участвует в программах взаимодействия с парламентами других стран и с международными организациями.
В связи с этим основной задачей аналитической деятельности становится обеспечение всех функций Совета Федерации по формированию как внутренней, так и внешней социально-экономической государственной политики. Информационно-аналитическое управление Совета Федерации ведет работу по нескольким направлениям:
- готовит аналитические и информационные материалы для членов верхней палаты;
- оперативно распространяет информацию по наиболее злободневным вопросам;
- активно участвует во всех парламентских слушаниях;
- организует выпуск Аналитического вестника по важнейшим проблемам ведения Совета Федерации;
- разрабатывает информационно-аналитические доклады по наиболее важным, перспективным проблемам обеспечения подъема экономики, развития федерализма, совершенствования базовых законов;
- делает заключения на законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы членами Совета Федерации.
Деятельность информационно-аналитических центров тесно связана с пресс-службами — новым и не менее значимым для процесса государственного управления элементом информационной структуры.