Одним из основных понятий теории самокатегоризации является понятие социальной категории. Она имеет сложную внутреннюю структуру. К настоящему времени выделены следующие варианты строения социальной категории.
- Категория включает в себя ряд примеров. Это означает, что информация о ее содержании хранится в памяти человека в виде большого количества примеров ее членов. Когда человека просят вынести суждение, он вспоминает эти примеры, и, оценивая каждый из них по нескольким параметрам, вычисляет, с какой частотой встречается тот или иной признак среди представителей данной группы. Информация о признаках остается в памяти человека, но не получает специального статуса. Изменчивость категории достигается за счет того, что она включает в себя конкретные примеры.
- Категория включает как отдельные примеры, так и признаки. Признаки (добрый, умный, честный) определяют центральную тенденцию категории, а примеры (Петя — злой, умный и честный, и красивый) — ее изменчивость. В зависимости от ситуации актуализируются разные элементы категории.
- Категория включает в себя прототип — представление о наиболее типичном члене социальной группы. Для того чтобы какой-то человек был отнесен к категории, он должен быть в некоторой степени подобен прототипу. Заключение о групповом членстве человека, соответствующего прототипу, делается быстрее, чем вывод о членстве «непрототипичного» объекта. Существуют различные точки зрения относительно того, какие черты входят в его состав.
Некоторые психологи полагают, что прототип — это среднее между разными примерами, входящими в категорию. Например, если среди работников милиции встречаются как честные, так и нечестные люди, прототип включает в себя среднее арифметическое от выраженности этого качества у каждого из них.
По мнению других исследователей, прототип включает в себя черты, встречающиеся у большинства членов социальной группы. Например, если среди работников милиции встречаются как честные, так и нечестные люди, прототип включает в себя ту черту, которой обладает большинство из них.
Несмотря на наличие различных вариантов структуры социальной категории, внимание большинства исследователей привлекают прототипы и их функции.
Когнитивная функция прототипов заключается в предоставлении человеку возможности структурировать поступающую информацию, классифицировать людей на основании их группового членства.
Ведущая роль прототипов в процессе познания была выявлена еще в 70-х годах XX века на примере категоризации несоциальных объектов, в том числе птиц. Например, орел оценивался респондентами как «в большей степени птица, чем пингвин». Значимость прототипов для процесса социальной категоризации была учтена в теории самокатегоризации.
В ее основу положен принцип мета-контраста согласно которому группа объектов может быть отнесена к одной и той же категории в том случае, если различие между этими объектами меньше, чем различие между ними и другой группой объектов в рамках контекста сравнения. Применительно к социальной категоризации это означает, что несколько человек могут быть отнесены к одной и той же социальной группе, если различие между ними меньше, чем их отличие от членов другой социальной группы (Haslam, Turner, 1992), присутствующей в данной ситуации. Например, если в данной ситуации различие между испанцами меньше, чем между испанцами, с одной стороны, и немцами, с другой, для категоризации используются категории «испанцы» и «немцы». Однако, если различие между разными испанцами больше, чем между испанцами в целом и немцами в целом, то категоризация людей с помощью категорий «испанец» и «немец» теряет свое значение. В этом случае присутствующие в ситуации люди могут быть разделены по иному принципу, например, по их принадлежности к профессиональной или возрастной группе.
Согласно теории самокатегоризации именно принцип мета-контраста лежит в основе межгрупповой дифференциации и других эффектов межгруппового восприятия: подчеркивая различие между ингруппой и аутгруппой (часто в пользу ингруппы) люди стараются структурировать мир, распределив окружающих по разным группам-категориям.
Прототипы членов ингруппы и аутгруппы играют в соблюдении принципа мета-контраста ведущую роль. В частности, ин-групповой прототип аккумулирует в себе те черты, обладание которыми демонстрирует явное отличие члена ингруппы от члена аутгруппы. Аналогично аутгрупповой прототип включает в себя те черты, которые отличают члена аутгруппы от члена ингруппы. Таким образом достигается восприятие различия между членами ингруппы с одной стороны, и аутгруппы с другой, а также подобия — между членами ингруппы. Именно поэтому член аут-группы, занимающий экстремальную позицию по какому-либо вопросу, часто воспринимается как ее прототипичный представитель (Haslam et.al., 1995): он сильнее отличается от членов ин-группы, чем член аутгруппы, занимающий умеренную позицию.
Чем больше член группы соответствует прототипу, тем быстрее субъект восприятия категоризирует его. Например, приятные американцы европейского происхождения и неприятные афроамериканцы оцениваются как более типичные представители своих групп и быстрее категоризируются, чем неприятные американцы европейского происхождения и приятные афроамериканцы (Richeson, Trawalter, 2005).
Эмоциональная функция прототипов заключается в формировании эмоционального отношения к себе, членам ингруппы и аутгруппы:
а) прототип способствует формированию позитивного отношения человека к себе и членам ингруппы. В процессе принятия социальной идентичности человек начинает позитивно оценивать ингрупповой прототип (Hogg, 1992), а также прототипичных членов ингруппы, особенно когда прототипы ясны и разделяются другими членами (Hogg et.al., 2004).
Это сопровождается самостереотипизацией, при которой прототип становится частью образа «Я». Этот эффект наиболее ярко проявляется у людей с ярко выраженной потребностью в понимании — стремлении понять мир, четко структурировать свои знания о нем: такие люди чаще приписывают членам ингруппы те же черты, что и себе (Otten, Bar-Tal, 2002).
Самостереотипизация приводит к тому, что позитивное отношение к себе становится равно позитивному отношению к другим членам ингруппы (Marques, Paez, Abrams, 1998). Человек осознает свою взаимозаменяемость с ними и начинает вести себя так же, как они.
б) восприятие прототипичности членов ингруппы и их позитивная оценка приводит к восприятию легитимности высокого статуса этой группы. Например, результаты немецкого исследования (Weber, Mummendey, Waldzus, 2002) показали, что студенты-экономисты университета Иены оценивают высокий статус своего учебного заведения по сравнению со статусом Политехнического университета как легитимный, если воспринимают себя как более типичных экономистов по сравнению с экономистами из второго учебного заведения и позитивно оценивают общую группу-категоризацию. Аналогично восприятие немецкими респондентами граждан Германии как более типичных европейцев, чем поляков, приводило к оценке легитимности высокого статуса ингруппы только в том случае, когда категория «Европа» оценивалась респондентами позитивно. В противном случае оценка немцев как более типичных европейцев, чем поляков, была связана с восприятием нелегитимности высокого статуса ингруппы;
в) актуализация разных элементов прототипа аутгруппы приводит к формированию соответствующего отношения к ее членам.
Например, люди оценивали политическую партию более позитивно после того, как им напоминали об известном и уважаемом человеке, который был ее членом. В частности, их просили вспомнить, членом какой партии является известный политик. Вместе с тем, если людей просили вспомнить место работы этого человека, т.е. акцентировали внимание на другом аспекте его деятельности, в дальнейшем они оценивали политическую партию менее позитивно, чем в первом случае (Bless, Schwarz, 1998). Аналогичные результаты были получены и в другом исследовании (Haddock, Carrick, 1999), участники которого — английские студенты — высказывали свое отношение к королеве-матери, а затем — к королевской семье. В половине случаев вопросы о королеве-матери были поставлены таким образом, чтобы напомнить респондентам, что она является членом королевской семьи, а в остальных, чтобы респонденты забыли об этом. Согласно полученным результатам, в первом случае королевская семья оценивалась более позитивно, чем во втором.
Структура категории зависит от ее объема. Большая группа представлена в сознании людей с помощью целого ряда примеров, а маленькая — с помощью прототипа. Следовательно, люди рассматривают членов большой группы как отличающихся друг от друга, а представителей маленькой как похожих. Поэтому они с большей готовностью признают, что непохожий на окружающих человек является представителем большой, а не маленькой группы (Mullen, Johnson, Anthony, 1994 ).
Кроме того, на структуру категории оказывает влияние «реальность» группы: более «реальные» группы представлены в сознании людей прототипом, а менее «реальные» — в виде отдельных примеров (Crawford, Sherman, Hamilton, 2002).