Типология социальных характеров (по Б. С. Братуею)

Типологическая модель социальных характеров, предложенная Б. С. Братусем, подчеркивает, что важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый эгоцентрический уровень — определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень — группоцентрический — человек идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Просоциальный, или гуманистический, уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают равные права, свободы и обязанности, здесь работает принцип: «поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический, уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все 4 уровня так или иначе присутствуют в каждом и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияют на формирование этого типичного устремления.

Ключевые слова: Социальность, Характер
Источник: Столяренко Л.Д., Основы психологии
Материалы по теме
Агенты и инструменты социального контроля
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Социальная философия
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Типология характеров Майерс — Бриггс
...
Понятие и функции семьи, как социального института
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социальные группы и общности
Ритерман Т.П., Социология
Психопатический (антисоциальный) тип характера
Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии
Теория формирования идентичности (Дж. Г. Мид)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Особенности социологических методов исследования
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий