Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. В переводе с греческого термин "методология" означает "путь познания". Однако определить методологию как путь познания можно только в том случае, когда будет выявлен сам объем понятия.
В современных работах методология социальной психологии подается как имеющая три уровня.
1. Общая методология — некоторый общий философский подход, принимаемый исследователем. В частности, для социальной психологии, развивающейся в рамках антропоцентристской тенденции (которая разделяется нами), это философско-антропологическая теория общения.
Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно — используются в исследованиях.
2. Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, используемых в данной области знания.
Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный к более узкой сфере знания.
В социальной психологии, как справедливо отмечает Г. М. Андреева, методология формируется как интеграция методологических принципов и психологии, и социологии.
В качестве примера Г. М. Андреева предлагает рассмотреть, как принцип деятельности применяется в социальной психологии.
Философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. Этот принцип следует из еще более широкого принципа — принципа отражения, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности.
Итак, получаем следующее.
В социологии деятельность интерпретируется как
- способ существования человеческого общества;
- реализация социальных законов, которые и проявляются в деятельности людей.
Деятельность формирует и изменяет условия существования человека, социальных групп, общества в целом. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений.
В психологии деятельность рассматривается как
- специфический вид человеческой активности;
- некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек — субъект — определенным образом относится к объекту, овладевает им.
Категория деятельности, таким образом, "открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса — и полюс объекта, и полюс субъекта" (А. Н. Леонтьев). Деятельность предстает человеку и как динамическая система (когда путем реализации своих интересов личность и социальная группа преобразуют условия жизни), и как процесс (удовлетворение одних потребностей порождает новые и т. д.).
Следовательно, деятельность предстает как динамический процесс, в ходе которого развивается сама личность.
Социальная психология, принимая принцип деятельности в качестве одного из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к предметам своего исследования.
Если рассматривать в качестве предмета исследования группу, то содержание принципа деятельности раскрывается в следующих основных положениях:
а) деятельность — это совместная социальная деятельность
людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные;
б) субъект деятельности — это не только индивид, но и группа, общество, т. е. совокупный субъект,
в) деятельность — основное средство групповой динамики,
г) при условии признания группы как совокупного субъекта деятельности открывается возможность изучить все атрибуты субъекта Деятельности:
- потребности групп,
- мотивы групповой деятельности;
- цели групповой деятельности и т. д.
Таким образом, принцип деятельности превращается в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
3. Методология как совокупность конкретных методологических приемов, т. е. то, что в нашей литературе часто обозначается словом "методика".