Структура (отрасли) философии

По мнению ряда известных философов, история философской мысли и является собственно философией. За два с половиной тысячелетия существования философия превратилась в разветвлённую систему знания. Онтология, логика и теорию познания, этика и эстетика, философия истории, философия науки, философия политики, философия права, философия культуры, — вот далеко не полный спектр её разделов и научных отраслей.

Онтология учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин впервые встречается в «Философском лексиконе» Рудольфа Гоклениуса (1547-1628) и был закреплён в философской системе Христиана Вольфа (1679-1754).

Логика — наука о законах интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности, формах и средствах мысли, необходимых для рационального мышления в любой области знания. Это разветвлённая и многоплановая научная отрасль, которая включает несколько разделов: теорию рассуждений, металогику и логическую методологию. На нынешнем этапе развития логики исследования преимущественно осуществляются в рамках логической семиотики. Представляя собой основания для корректности мысли (в процессе рассуждений, выводов, доказательств, опровержений), логика выступает наукой о мышлении — как метод анализа дедуктивных и индуктивных процессов мышления и как метод (норма) мышления, постигающего истину.

Теория познания (гносеология, эпистемология) — раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение предельных оснований знания и деятельности, не может обойтись без исследования этих вопросов. Однако проблематика теории познания может содержаться в философской концепции и в имплицитном виде (например, через формулирование онтологии, которая неявно определяет возможности и характер знания).

Этика (лат. ethica) — практическая философия, наука о морали (нравственности). Как термин и обозначение особой систематизированной дисциплины восходит к Аристотелю (384-322 до н. э.), а в последующем она также остаётся одним из типичных названий философских произведений (например, «Этика» П. Абеляра, «Этика» Б. Спинозы, «Этика» Н. Гартмана) и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины.

Эстетика— наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт её освоения, в процессе и в результате которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее — с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.

Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и повседневном обиходе для обозначения эстетической составляющей культуры и её эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, вида деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Философия истории — раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.

Философия науки — философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен; специальная философская дисциплина, предметом которой является наука. Оно сфокусировано на исследованиях структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития (ретрансляции) знания.

Философия политики — наука о наиболее общих основаниях, границах и возможностях политики, о соотношении в ней элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики имеет трудность: они весьма отличаются на Западе и Востоке. На Востоке, как и в традиционном мире (обществе) в целом, основным вопросом политики является вопрос об обеспечении общественного порядка и ограждения общества от хаоса. Как обеспечить порядок, стабильность и преемственность — проблема традиционной политической философии. В модернизированных обществах Запада делается акцент не на порядке вообще, а на способах обеспечения демократического порядка. Вместо дилеммы порядок или хаос обсуждается дилемма демократический или авторитарный порядок52.

Философия права — научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и формы общественных отношений. Сам термин «философия права» известен с XVIII века, однако философско-правовые исследования в этой сфере имеют давнюю традицию. Они восходят к учению древнегреческих софистов V-IV вв. до н. э. (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидамант и др.) о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, отличном от искусственного закона полиса (от права по человеческому установлению). Этот подход лёг в основу всех последующих философско-правовых воззрений.

Философия культуры — (в узком смысле) направление европейской философии конца XVIII — 1-й половины XX века; (в широком смысле) философское осмысление культуры как специфического феномена.

Источник: 
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс, консультационный курс, тесты) / Э. А. Понуждаев, В. Н. Иванов, Л. Н. Мирошниченко. — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Английский эмпиризм
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Новейшего времени: общая характеристика и современные течения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Периодизация и содержание основных этапов развития философии средневековья. Проблема универсалий в концепциях номинализма и реализма
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Философское измерение культурно-исторического процесса
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Структурализм и постструктурализм. Постмодернизм
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Развитие философии в XIX в.: марксизм и его основные идеи
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философский образ жизни
Карл Ясперс, Введение в философию
Философия как социокультурный феномен
Стёпин В.С., Философия
Оставить комментарий