Среда и функции предпринимательства

Общественный характер предпринимательства означает наличие в общественном производстве определенных условий, позволяющих реализовать функциональные признаки предпринимательства.

Предпринимательство функционирует в условиях:

  1. неопределенности, постоянного изменения рынка, к которому необходимо непрерывно адаптироваться;
  2. неустойчивости, (ни один хозяйствующий субъект рынка не находится на нем бесконечно);
  3.  риска, требующего собственной интуиции и логического анализа ситуации.

Различают внешние условия, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды , и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации факторов предпринимательства.

К внешней среде предпринимательства относятся следующие факторы:

  1. природно-демографические (климатические условия и качество земель, сырьевая база, численность и половозрастная структура населения и др.). Эти факторы определяют отраслевую организацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы;
  2. технологические (уровень развития науки и техники, наличие современных технологий и их применение и др.). Обусловливают не только характер и формы осуществления предпринимательства, но и способы предпринимательской деятельности;
  3. экономические. Это степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. Определяют уровень распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности;
  4.  правовые (степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства). Не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяют уровень их активности;
  5. институциональные (развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные и другие агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения). Обусловливают интенсивность товарообмена, расширенные возможности ведения предпринимательской деятельности;
  6. социально-культурные (нравственные и моральные нормы, образовательный уровень населения). Влияют на формирование потребностей и особенности спроса, на специфику организации предпринимательства и деловую этику, на отношение к предпринимательству.

К внутренней среде предпринимательства относятся особенности внутренней организации хозяйствующего субъекта, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства (масштабы организации, формы и характер управления организацией и др.).

Следует различать две группы функций предпринимательства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды, другая —способности предпринимателя реагировать на все изменения (рис. 21.3).

По функциональным признакам предпринимательства функции подразделяются на управление финансами и производством, кадрами, материальными потоками и сбытом (рис. 21.4).

Управление финансами. Главная задача финансового управления — обеспечение максимально возможной отдачи при наименьшем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизируемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу инвестиционных средств.

Функция материально-технического обеспечения состоит в обеспечении бесперебойного снабжения при минимальных затратах. Самым сложным в решении этого вопроса является не организационная сторона дела, а предсказуемость рыночной конъюнктуры. Управление производством во многом связано с техническим и технологическим аспектами. Содержательность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.

Управление кадрами связано не только с подбором и расстановкой работников. Экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности.

Управление сбытом. Выявление самой потребности становится главной задачей функции сбыта.

Другая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. Одной из таких функций является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциальный источник выгоды, предприниматель увеличивает предложение. Перемещая блага с рынка, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установлению равновесия на товарных рынках.

Источник: 
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Предпринимательский менеджмент
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Основы страхования предпринимательских рисков
В.Ю. Корнюшин: Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
Предпринимательский риск: сущность и оценка риска в предпринимательстве
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Индивидуальная форма предпринимательства
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др
Виды страхования предпринимательского риска
СТРАХОВЫЕ СПОРЫ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: Д.А. ШЕВЧУК
Образование и бизнес
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Принципы построения процесса организации страхования предпринимательских рисков
В.Ю. Корнюшин: Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
Понятие и функции предпринимательской деятельности
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий