Предпринимательство и фирмы

Разделение труда породило рынок в форме простого товарного производства. На нем действуют предприниматели — ремесленники, фермеры и т. п., создающие предприятия.

Предпринимательство — основа рыночной экономики, обеспечивающая создание материальных благ и услуг. Оно основано на инициативности, активности, предприимчивости и предполагает риск. У предпринимателя должна быть идея «золотой жилы» для своего дела. Он берет на себя ответственность за результаты своей деятельности. Он осуществляет комбинацию экономических ресурсов для создания конкурентоспособных товаров и услуг. Он обеспечивает:
— создание нового блага;
— разработку нового метода производства;
— освоение новых рынков сбыта;
— получение новых источников сырья;
— проведение реорганизации производства и т. д.

Предприятия — юридическое оформление деятельности предпринимателей. Это исторически сложившиеся формы хозяйствования. Они прошли сложный путь становления от простой кооперации, мануфактуры, фабрик, заводов до современных многоотраслевых концернов, конгломератов.

Предприятия — основное звено экономики. Их формы:
— производственные;
— торговые (коммерческие);
— финансовые.

На производственных предприятиях:
— создаются материальные блага и услуги;

— возникают трудовые коллективы;
— субъекты рынка реализуют свои экономические интересы. Они представляют единство двух сторон:

Во-первых, производственно-технической, зависимой от используемого сырья, оборудования, технологий и т. п. С этой точки зрения различают отрасли — промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, торговлю.

Во-вторых, социально-экономической стороны как проявление производственных отношений. Они экономически самостоятельны и обособлены от других предприятий. Это происходит потому, что каждое предприятие:
— наделено собственными средствами производства;
— характеризуется технологической завершенностью производственного процесса;
— имеет собственные интересы и т. п.


Предпринимательство может существовать без регистрации. В таком случае оно оказывается элементом теневой экономики. Его основой могут быть патенты (цена патента — налог вперед) и лицензии (налог по результатам бизнеса). Регистрация юридического лица ведет к образованию фирмы.

В связи с этим следует различать понятия:


Физические лица —> граждане (без гражданства) —>   резиденты (или бомжи) —> юридические лица (организации)


Свободный рынок порождает на определенном этапе капитал. Предприниматели становятся промышленниками или капиталистами. Они работают ради прибыли, и юридической формой их деятельности являются фирмы.

Фирмы. Ранее предприятия существовали самостоятельно. И сегодня существуют просто предприятия. Когда они объединяются, то возникают фирмы. Теорию фирм разработал Коуз в 1930-х гг. Он исходил из трансакционных издержек — расходов на организацию сотрудничества предприятий. В условиях свободной конкуренции они равны нулю, а по мере роста размеров предприятий они растут. Для их минимизации предприятия объединяются, что уменьшает издержки на организацию сотрудничества.

Объединения фирм бывают:
горизонтальные — у них одинаковая продукция;
вертикальные — на разных стадиях производственной кооперации: руда — чугун — сталь — прокат — машиностроение;

конгломераты — объединение не взаимосвязанных отраслей. Это обычно крупные фирмы.

Признаки фирм:
1) производят товары или услуги;
2) покупают или арендуют факторы производства;
3) товары продают на рынке;
4) цель — прибыль.

Сейчас фирмой называют любое предприятие.

Ключевые слова: Фирма, Предпринимательство
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Предпринимательство как экономическая категория
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Понятие предпринимательского правоотношения
Бортников С.П., Пашков А.В. - Рыночное предпринимательское право Российской Федерации - 201...
Виды издержек фирмы
Липсиц И.В., Экономика
Содержание, черты и признаки предпринимательства
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Финансовый менеджмент в контексте достижения целей фирмы
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Виды предпринимательства
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др
Основные виды предпринимательства
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Оставить комментарий