Современные политические течения

Помимо идеологий деятельность партий протекает в рамках политических течений, которые существуют в определенных идеологиях или промежуточны, или вообще находятся вне идеологий.

Два главных политических течения в либерально-капиталистической идеологии - либерализм и консерватизм.

Г. Рормозер пишет, что «проблема политической власти решается либерализмом путем замены власти на право. Либеральное государство специфично тем, что оно само ограничивает свою власть, чтобы обеспечить и гарантировать основные права гражданина. Основная проблема либеральной философии — это проблема ограничения власти. Либерализм стремится к сведению власти до минимума, к ее нейтрализации, в этом состоит его долгосрочная стратегия» (Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 754). Либерализм идет от естественных прав личности. «Представление о том, что государство и политика могут представлять собой нечто большее, чем службу по согласованию интересов различных сторон, чуждо либерализму совершенно» (Там же. С. 755). Либералы всегда подчеркивали «равенство перед законом, всеобщее избирательное право и политические свободы» (Там же. С. 797). Теперь же нужно обеспечить всем минимальный уровень существования. Признание этого отличает новый либерализм от классического. Достижения либерализма, по Рормозеру, — правовое государство, конкурентная экономика, разделение между государством и обществом, исключение из политических споров вопроса об истине. Рормозер считает, что либертаризм, в который переродился классический либерализм, отказался в принципе от ответа на вопрос об истине.

Либертаризм — это либерализм, ставший законченно экономико-центричным, впавшим в апологетику естественного рыночного отбора.

«Экономически „незаинтересованное" большинство рассматривается им как планетарный балласт... Либертаризм берет у классического либерализма одну составляющую — постулат об ограничении вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь; другие составляющие либерализма, относящиеся к плюрализму, терпимости, консенсусу, отставлены в сторону» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 321, 395).

Исследование современного либертаризма особенно важно в России, так как модернизационный проект, осуществляющийся в нашей стране (реформы), основывается во многом на данной концепции.

В потреблении, технике, гедонизме буржуазное общество утратило смысл жизни, и из-за перерождения либерализма в либертаризм возник тоталитаризм. Либерализм функционирует, пишет Рормозер, когда в обществе сохраняется нормальное положение и достигнут относительно высокий уровень благосостояния. С ненормальной ситуацией — в Веймарской республике, в нынешней России, по Рормозеру, либерализм не может справиться.

Г. Бэккер — представитель чикагской школы, получивший Нобелевскую премию за работу «Человеческий капитал» (1964), исходит из того, что сфера властно-политических отношений будет уменьшаться, уступая место отношениям гражданского партнерского обмена. Само словосочетание «человеческий капитал» можно трактовать двояко: как опущение человека до уровня капитала (такой человек и будет человеком-потребителем) и как поднятие капитала до уровня человека. По-видимому, в работе Бэккера мы имеем дело с первым. Бэккер теоретически обосновал и доказал математически, что рентабельные вложения в науку, образование, здравоохранение дают более высокую экономическую отдачу, чем инвестиции во внутрипроизводственные сферы. Но кто должен делать «капиталовложения» в человека, как не государство?

Г. Бэккер распространяет закон экономии времени с производственной сферы на потребительскую. Как в сфере производства сокращается время изготовления товара, так и в сфере потребления сокращается время удовлетворения потребностей. Например, человек предпочитает хранить продукты в холодильнике, вместо того чтобы готовить пищу ежедневно.

Падение рождаемости объясняется экономическим законом предельной полезности. В традиционном обществе дети рассматривались как вложенный капитал, который дает скорую отдачу. В цивилизованном обществе родители уже не надеются на помощь детей в старости и поэтому не стремятся обзаводиться потомством. Это абсолютизация экономической теории и ее распространение на все сферы жизни.

Чикагская школа освобождает гражданские отношения от всего гражданского, интимно-личного, морального, духовного. Лидер чикагской школы М. Фридман рекомендует заменить государственные службы частными, оплачиваемыми не из бюджета, а адресным образом: конкретным потребителям за конкретную услугу. Это распространяется и на государственную полицию, которую предлагают заменить частной системой охраны, и на государственный эмиссионный банк, который предлагают заменить системой конкурирующих банков, выпускающих каждый свою валюту, и т.п. Неолиберальная утопия чикагской школы о неизбежном сужении сферы властно-политических отношений сродни марксистской утопии об отмирании государства.

Противоположный либерализму в рамках либерально-капиталистической идеологии консерватизм всегда подчеркивал роль государства и традиционных ценностей — семейных, исторических, религиозных, моральных, культурных.

«Только государство, сильное государство может обеспечить относительное равенство шансов конкурентов» (Там же. С. 753). Без «христианского нравственного воспитания свобода в обществе и государстве не имела бы основания» (Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 756). При «потере нравственности свобода теряет свое содержание» (Там же). Для просвещенного консерватизма «человек не только существо, озабоченное своим материальным благополучием, но и культурное существо... Человеку недостаточно одного лишь удовлетворения материальных потребностей и признания его как индивидуума. Он хочет также получить признание своей принадлежности к национальным и другим коллективам. То есть он нуждается в признании как культурное существо. Между тем либерализм не в состоянии дать такое понятие культуры» (Там же. С. 757).

В эпоху экономического кризиса главное не свобода, а сохранение, а стало быть, консерватизм. «И все задуманные изменения нужно проверять, соответствуют ли они императиву сохранения, тем самым ограничивая их» (Там же. С. 761). Консерватор в отличие от либерала мыслит исторически. Аналогично новому либерализму появляется и новый консерватизм, вбирающий в себя классический либерализм.

Два основных течения в рамках социалистической идеологии — социализм и коммунизм — различаются не столько по конечным целям — обеспечению социального равенства людей, сколько по средствам их достижения. Коммунизм отдает приоритет революционным действиям и меньше надежд возлагает на мирные демократические преобразования.

Основные течения в рамках националистической идеологии — фашизм (в традиционной трактовке Муссолини) и национал-социализм (господствовавший в Германии с 1933 по 1945 г.). Второму присуща наибольшая степень агрессивности и милитаризма (рис. 7).


Многие партии берут не одну, а две идеологические основы, и отсюда двойное название(рис. 8)


Социал-реформизм своим названием подчеркивает, что в стремлении к осуществлению социалистических идеалов он будет идти никоим образом не революционным путем (как коммунизм), а реформаторским. Выделяют также радикальные течения, которые выступают за быстрые коренные изменения общественного положения. Еще дальше уходит экстремизм, который считает, что лишь революционное насилие и террор способны изменить ситуацию в нужную сторону. Радикализм и экстремизм бывают правыми и левыми.

Партии могут объединяться или, наоборот, возникать из общественно-политических движений — более аморфных образований, необязательно имеющих программу. На выборах партии и общественно-политические движения могут группироваться исходя из общих целей борьбы за власть в предвыборные блоки, а после успешного завершения выборов создавать правительственные коалиции, совместно реализуя властные полномочия.

Темы: Политика
Источник: Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Политические взгляды Мартина Лютера
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Структура и функции политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Политическая жизнь общества
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Законодательство о политических партиях
Ашкеров А.Ю., Бударигин М.А., Гараджа Н.В., Данилов В.Н. Основы теории политических партий....
Современные теории политического лидерства
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Политические идеи Гуго Гроция
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Роль и значение политической элиты
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Революционный невроз
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Оставить комментарий