Современное общественное производство

Необходимо выделять в современном общественном производстве пять его основных сфер:
1) духовное производство
2) сферу воспроизводства и обслуживания человека;
3) материальное производство;
4) военное производство;
5) производство резервного продукта.

Структура общественного производства в последние два десятилетия стала предметом оживлённой дискуссии. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, современное производство существенно изменилось по содержанию, и потому требует новых обобщений со стороны экономической науки. Во-вторых, экономическая наука в России часто стала заимствовать научные категории и определения из «Экономиксов», которые не совпадают с ранее обоснованными категориями в советский период. В-третьих, под руководством специалистов из ООН идёт бурный процесс разработки и использования новых статистических методов измерения общественного продукта. Поэтому учёные пытаются приспособить определения структурных частей общественного производства к новым измерителям.

Вследствие этого студенты в различных учебниках столкнутся с исключительно разнообразными характеристиками общественного производства. Выбор остаётся за студентами. Главное, чтобы при изучении курса экономической теории студенты не воспринимали материалы учебников за истину в последней инстанции, а, размышляя и оценивая различные аргументы, находили собственное решение.
В материальное производство согласно статистике, входят предприятия и отрасли, где производятся материальные блага: сельское хозяйство и лесное хозяйство, промышленность, строительство, а также отрасли, в которых оказываются услуги материального содержания, а именно транспорт, связь, личные подсобные (домашние) хозяйства.

В экономической теории издавна идёт дискуссия о том, относить или нет к материальному производству сферы торговли, общественного питания и материально-технического снабжения. Не относят эти сферы к материальному производству лишь на том основании, что здесь непосредственно не создаётся новая вещная форма благ и не увеличивается стоимость. Однако это не совсем так. В разделе по микроэкономике нами отмечалось, что в торговле осуществляются дополнительные издержки производства и создаётся стоимость. То же самое следует сказать об общественном питании и заготовках. Что касается остальных сфер, то в них потребительная стоимость продуктов труда приводится в состояние, пригодное для потребления, а следовательно, осуществляются затраты труда и увеличивается стоимость. Во всяком случае, определить этот труд, не относящимся к материальному производству, никак нельзя.

К сфере воспроизводства человека следует отнести очень многие отрасли, в том числе здравоохранение и воспитание детей, жилищно-коммунальное хозяйство и индустрию отдыха. Выделение воспроизводства человека в самостоятельное подразделение общественного производства имеет прочные основания. Здесь воспроизводится и поддерживается в рабочем состоянии главная производительная сила общества — рабочая сила человека.

В последние десятилетия решающую роль начинает играть духовное производство. К духовному производству относят крупнейшие сферы: образование, научное производство и культуру в широком её понимании. Основания отнесения духовного производства к подразделению общественного производства самые веские: в этих сферах подготавливается совокупная рабочая сила общества, повышается её квалификация, накапливается и преумножается производственный опыт человечества. Вне созидательных функций людей в этих сферах человечества пришлось бы начинать процесс производства материальных и духовных благ каждый раз как будто впервые. Поэтому не видеть и не понимать роль духовного производства в общественном процессе воспроизведения материальных и духовных благ невозможно.

В структуре общественного производства нельзя не выделять военное и резервное производство, которые по своему объёму часто превосходят все остальные части производства в обществе. Иррациональность этой части общественного производства уже подчёркивалась. Создаётся впечатление, что в пылу классовой борьбы и борьбы за вещи человечество полностью утрачивает разум и руководствуется только страстью к обладанию вещами и властью над людьми. Именно по этой причине военное производство беспрестанно увеличивается и занимает значительный удельный вес в общественном производстве в целом.

Продемонстрированная структура общественного производства, наверное, подвергнется яростной критике, со стороны традиционных марксистов, рассматривающих общественное производство только с позиций непосредственного производства материальных благ. Но представители и остальных теоретических направлений едва ли согласятся с предложенной структурой. Дело в том, что в экономической науке повсеместно господствующими являются теории, ставящие в центр складывающихся отношений её величество вещь. Часть вещей в виде предметов потребления предназначена для ублажения желудка и тела человека. По поводу другой части в виде средств производства идёт яростная классовая борьба между марксистами и неоклассиками об их общественной форме. Марксисты настаивают на передаче вещественного фактора в распоряжение всего общества. А неоклассики предпочитают видеть средства производства в частной собственностью. В стороне остаётся главное явление цивилизации, — Человек ради которого воспроизводятся все блага на Земле. Собственно, разумно устроенное общественное производство не может иметь никакой другой цели, кроме благосостояния людей. Пока в обществе будет господствовать Вещь, а не Духовность, то будет продолжаться классовая борьба за обладание вещами, войны за делёж территорий и вещей, преступления и другие аномальные процессы с точки зрения Разума. Поэтому не ангажированные со стороны идеологий теоретики могут внести существенный вклад в переустройство миропорядка, развернув свои экономические исследования в сторону Человека.

Продвижение в этом направлении у советских марксистов всегда наблюдались и отмечаются у отдельных российских авторов сейчас. В одном из учебников по экономической теории производительным трудом признаётся труд в нематериальном производстве, в котором создаются услуги и нематериальные блага (Экономическая теория (политэкономия) : учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. 4-е изд. М., 2005. С. 386-388).

В советский период восторжествовала догматическая, по своей сути антимарксистская, концепция производительного труда. Производительным трудом признавался только такой труд, с помощью которого производились только материальные блага. Это была реакция на паразитарное существование буржуазии при капитализме. Однако и в это время среди экономистов были учёные, отстаивающие так называемую «расширительную трактовку» производительного труда. Талантливый учёный из Сибири В.А. Медведев ещё в 60-е гг. XX в. обосновал производительный характер труда в сфере услуг (Медведев В.А. Общественное воспроизводство и сфера услуг. М., Экономика, 1968).

К. Маркс в общественном производстве выделял два подразделения: I подразделение — производство средств производства и II подразделение — производство предметов потребления. Критерием деления выступают различия потребительных стоимостей продуктов производства — средств производства и предметов потребления. В буржуазном обществе деление на два подразделения несёт на себе печать социально-классовых отношений. Средства производства превращаются в капитал и средство эксплуатации человека человеком, а предметы потребления используются только для воспроизводства человеческого фактора производства.

В только что приведённом в ссылке учебнике под редакцией В.И.Видяпина и Г.П.Журавлёвой, кроме двух указанных К. Марксом подразделений, выделяется ещё два подразделения: авторы выделяют III подразделение — производство нематериальных благ и услуг и IV подразделение — производство средств ведения войны (военное производство). Наши представления о структуре общественного производства находятся в этом же русле с различиями при характеристике содержания производства по подразделениям и в терминологии.

Источник: 
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2