Совокупный спрос

Совокупный спрос (AD) — это спрос, который предъявляют экономические субъекты на произведенный в стране реальный ВВП при каждом из возможных уровней цен при прочих равных условиях. Составные части

AD определяются перечнем экономических субъектов, предъявляющих спрос на блага, учтенные в ВВП страны:


где C (консампшион) — потребительский спрос домашних хозяйств на товары и услуги;

I — инвестиционный спрос фирм и домохозяйств на капитальные блага, приносящие реальный доход их владельцам:

  1. спрос фирм на инвестиционные блага такие, как промышленные здания, грузовики, станки, кассовые аппараты, холодильные установки, компьютеры и т. п.;
  2. спрос домохозяйств на новое жилье;
  3. спрос фирм на производственные запасы — сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п.;

G — спрос государства на товары и услуги (на вооружение, услуги по охране правопорядка, школьные учебники, услуги врачей и преподавателей и т. п.);
NX — спрос со стороны внешнего мира на чистый экспорт, который представляет разницу между экспортом, т. е. спросом иностранцев на произведенные в стране товары и услуги, и импортом, т. е. спросом потребителей страны на товары и услуги, произведенные за рубежом. Эта разница может быть положительной или отрицательной.

Кривая AD имеет отрицательный наклон — между уровнем цен и объемом совокупного спроса существует обратная зависимость.

Величина AD — это реальный объем совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при определенном уровне цен.

AD зависит от ценовых и неценовых факторов:

Действие ценовых факторов (потребительские вкусы, объем рынка и т. п.) реализуется через изменение в объеме совокупного спроса (предлож.) и графически выражается в движении вдоль кривой AD (AS).

К неценовым относят рост благосостояния потребителей, их ожидания увеличения расходов и т. п. Это проявляется в сдвиге кривых влево или вправо. Резкий сдвиг этих кривых называют шоком.


Изменения макроэкономического равновесия происходят из-за шоков совокупного спроса либо шоков совокупного предложения.

Шок совокупного спроса (предложения) — это резкое изменение совокупного спроса (совокупного предложения) вследствие изменения соответствующих неценовых факторов, приводящее к отклонениям объема национального производства и занятости от их потенциального уровня.

Различают положительные и отрицательные шоки.

  • Положительный шок — это изменение неценового фактора, выразившееся в росте совокупного выпуска.
  • Отрицательный шок — это изменение неценового фактора, приведшее к снижению совокупного выпуска.
Ключевые слова: Спрос
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Инфляция и спрос
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Анализ спроса и предложения
Университетский учебник - Франк Р.Х. - Микроэкономика и поведение
Факторы, определяющие спрос и предложение
Университетский учебник - Франк Р.Х. - Микроэкономика и поведение
Качество как фактор спроса
Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - Управление маркетингом - 2005
Спрос в туризме
Боголюбов В.С.Экономика туризма
Основы спроса
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Эластичность спроса по цене
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Стимулирование спроса
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Оставить комментарий