Спрос в туризме

С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

Какие же параметры характеризуют структуру туристского спроса! Можно выделить три группы критериев:

  1. географические;
  2. социо-демографические;
  3. психолого-поведенческие.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы:внутренний, въездной и

  • выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;
  • туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в зависимости от географической цели туристской поездки.

Приведем примерный перечень социо -демографических и психолого-поведенческих критериев сегментирования туристского спроса.

Социо-демографические критерии (характеристика) туриста:

  • возраст;
  • пол;
  • профессия;
  • профессия главы семьи;
  • величина населенного пункта, где постоянно проживает турист;
  • количество членов семьи, сопровождающих туриста;
  • тип семьи;
  • национальность;
  • религиозные убеждения;
  • наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств;
  • доход семьи;
  • доход на одного члена семьи.

Психолого-поведенческие критерии (характеристика) туристского поведения:

  • мотив поездки;
  • психологический портрет туриста;
  • сезонность;
  • организация поездки (туроператор);
  • форма поездки;
  • используемые транспортные средства;
  • используемые средства размещения;
  • дальность поездки;
  • длительность поездки;
  • источники финансирования поездки;
  • консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.

Приведем примеры сегментирования спроса по некоторым из приведенных критериев. По возрастному признаку различают, например, молодежный туризм и туризм «сениоров»; имеет свои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп от 30 до 45 лет, от 45 до 55 лет и т.д. Растущее значение приобретают женский туризм, професси ональный специализированный туризм (например, туры для банковских служащих, работников сельского хозяйства, различных отраслей промышленности и т.п.). В зависимости от типа семьи спрос разделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризм семей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный и этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристские поездки.

Спрос на туристские услуги претерпел за последние 30 лет значительные изменения, и на современном этапе тенденции в спросе таковы:

  • переход от активного к пассивному отдыху;
  • специализация и индивидуализация в спросе;
  • экспансия выездного туризма;
  • экологизация мышления потребителя;
  • расщепление основного отпуска;
  • интенсификация туристского отдыха.

Начиная с 1950 г. международный туризм показал себя «здоровым» и надежным видом экономики вопреки многим отрицательным факторам, таким как политическая и экономическая нестабильность во многих частях мира, усиление терроризма и т.д. Как правило, во время экономического спада спрос или оставался неизменным, или (вскоре после «выздоровления» экономики) возвращался на прежний уровень, однако этот процесс не распространялся равномерно между всеми туристскими центрами. Многие из них исчезли из-за того, что становились немодными или не могли обеспечивать достаточную безопасность туристам.

Начало 1980-х гг. ознаменовалось спадом в мировой экономике, который стал причиной сокращения международных путешествий вплоть до 1984 г. Этот и следующий (1985) год стали рекордно удачными для европейских туристских центров, однако авария на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также террористические акты ливийских экстремистов, ослабление американского доллара по сравнению с валютами других стран привели к сокращению туристских потоков в мире.

Во второй половине 1980-х гг. положение нормализовалось. В этот период некоторые страны Тихоокеанского бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд и Китай), а также страны Европы (Португалия и Турция) испытали бурный рост, а друг ие, наоборот, спад (например, некогда процветавший и славившийся своей индустрией туризма Ливан).

Девяностые годы также начались неблагоприятно для развития международного туризма: главную роль сыграла война в Ираке, названная «Буря в пустыне». Вскоре после начала войны были прекращены путешествия в этот регион, а также на восточное Средиземноморье и в Северную Африку, тем самым замедлив темпы роста международного туризма. Последующий экономический спад, охвативший многие индустриальные страны, еще больше усугубил положение.

Статистика ВТО показывает, что за 20 лет число международных туристов почти утроилось: со 160 млн. человек в 1970 г. до 460 млн. в 1990 г. Однако в 1991 г. международный туризм потерпел значительную неудачу, и рост прибытий туристов составил всего 1,5%. Очередной подъем наблюдался в 1992 г., когда рост прибытий составил 8 %. При этом общее число прибытий туристов в этом году составило 504 млн . человек, в 1993 г. 518 млн., а в 1994 г. 546 млн. человек.

Годовые поступления средств от международного туризма (не включая поступлений от транспорта) начали возрастать в 1980 -х гг. и в 1996 г. достигли 423 млрд. долл. США (рис. 3.2). Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не столько с инфляционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли.

Страны Западной Европы отстают от США по поступлениям денежных средств от международного туризма. Европа более других регионов привлекает к себе туристов, однако число их растет медленнее. Страны Европы принимают 60 % гостей со всего мира, и только 50 % всех поступлений от туризма в мире приходится на их долю. Успех Европы объясняется следующими факторами:

  • большой сегмент населения имеет крупные реальные доходы;
  • большая часть населения некоторых европейских стран (например, Германии, Франции, Великобритании) предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны;
  • имеется множество культурно -исторических памятников, созданных природой и человеком;
  • спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой.

Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Большая часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе, однако значительная часть населения этих стран все же проводит свой ежегодный отпуск в отдаленных регионах земного шара.

Анализ развития мирового туризма, проведенный ВТО, показывает значительные изменения, которые произошли в прибытиях иностранных туристов и поступлениях от международного туризма. Если доля прибывающих в Европу туристов в 1985 1996 гг. снизилась с 65 до 59 %, а доля поступлений с 53 до 51 %, то за этот же период страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) заметно увеличили свою долю (с 9 до 15 % и с 11 до 19,5 % соответственно) по числу туристов и поступлениям от них. В 19501960 гг. доля этого региона в общих мировых прибытиях составляла всего 1 %, в 1970 г. она достигла 3 %, в 1980 г. 7, в 1990 г. 11 и в 1996 г. 15 %. Доля поступлений от международного туризма в этом регионе также постоянно росла: 1950 г. 1,4%, 1960 г. - 2,8, 1970 г. - 6,2, 1980 г. -7,3, 1990 г. - 14,4, 1996 г. 19,5 %. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, как Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.

Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 1950 -х по 1990-е гг. были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристгенер ирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.

В табл. 3.1 приведен перечень лидирующих стран мира важнейших туристских центров шести регионов, обозначенных ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.

Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и. Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой.

  • имеется множество культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком;
  • спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой.

Некоторые из этих факторов присущи и Северной Америке. Большая часть туристов из США и Канады также предпочитает путешествовать в своем регионе, однако значительная часть населения этих стран все же проводит свой ежегодный отпуск в отдаленных регионах земного шара.

Анализ развития мирового туризма, проведенный ВТО, показывает значительные изменения, которые произошли в прибытиях иностранных туристов и поступлениях от международного туризма. Если доля прибывающих в Европу туристов в 1985 1996 гг. снизилась с 65 до 59 %, а доля поступлений с 53 до 51 %, то за этот же период страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) заметно увел ичили свою долю (с 9 до 15 % и с 11 до 19,5 % соответственно) по числу туристов и поступлениям от них. В 19501960 гг. доля этого региона в общих мировых прибытиях составляла всего 1 %, в 1970 г. она достигла 3 %, в 1980 г. 7, в 1990 г. 11 и в 1996 г. 15 %. Доля поступлений от международного туризма в этом регионе также постоянно росла: 1950 г. 1,4%, 1960 г. - 2,8, 1970 г. - 6,2, 1980 г. -7,3, 1990 г. - 14,4, 1996 г. 19,5 %. Это демонстрирует рост, происходящий в высококонкурентной среде таких стран, к ак Австралия, Гонконг, Индонезия, Корея, Сингапур, Таиланд.

Доли стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в международном туризме с 1950 -х по 1990-е гг. были небольшими, но претерпевали значительные колебания. Эти регионы не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристские центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристгенерирующих стран. Хотя здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.

В табл. 3.1 приведен перечень лидирующих стран мира важнейших туристских центров шести регионов, обозначенных ВТО, а также основных стран, генерирующих в эти страны туристские потоки.

Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и. Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой.

Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большего сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ в Америку и Европу.

Ключевые слова: Спрос
Источник: Боголюбов В.С.Экономика туризма
Материалы по теме
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
Липсиц И.В., Экономика
Совокупный спрос
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Неокейнсианство
А.С.Булатов, Экономика
Спрос: факторы, закон и эластичность
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Принцип эффективного спроса
Джон Кейнс, Общая теория занятости процента и денег
Совокупный спрос. Кривая. Неценовые факторы
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Что такое спрос
Липсиц И.В., Экономика
Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Оставить комментарий