Совместимость супругов

В настоящее время не существует обобщенного понимания термина межличностная совместимость вообще и супружеская совместимость, в частности. Часто совместимость трактуется в достаточно узком смысле через отождествление с понятием «непротиворечивость».

Ряд исследователей соотносят понятие совместимость с термином «соответствие». «Соответствие - одна из форм совместимости явлений действительности», - пишет М.И. Сетров, это - термин, близкий к целесообразности».

При исследовании совместимости, прежде всего, ставится вопрос о согласовании характеристик системы и окружающей её среды.  Термин «совместимость» употребляется и для обозначения согласования характеристик систем одного уровня развития. Например, Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков определяют совместимость как «... понятие о взаимном соответствии свойств участников группы». В него, по их мнению, входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций субъектов.

Э. Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделяют несколько подходов к пониманию собственно супружеской совместимости, представленных в зарубежной социальной психологии: мотивационный, психодинамический, социокультурный и бихевиористический. Каждый из указанных подходов предлагает собственной специфическое понимание супружеской совместимости и связанных с ней феноменов.

В рамках мотивационного подхода совместимость определяется как состояния удовлетворения потребностей в межличностном взаимодействии. В основе такого понимания лежит представление о том, что индивиды имеют разные потребности, удовлетворение которых изменяется при групповом взаимодействий. У совместимых в потребностном плане личностей в ходе межличностного взаимодействия потребности удовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в их отношениях.

В данной парадигме представлена теория «дополнительных потребностей» Р. Винча. Выбор брачного партнера, с его точки зрения, объясняется стремлением найти того человека, от которого субъект ожидает максимального удовлетворения собственных потребностей. Исходные потребности, по мнению автора, согласуются по принципу комплиментарности. При этом поведенческие модели взаимодействия детерминируются личностными свойствами, которые определяет совместимость (бесконфликтность) или несовместимость между людьми.

Психодинамический подход предлагает подход к исследованию дисгармонии брака с точки зрения классического психоанализа. В рамках данного подхода разработана теория Г. Дикса, который видел принцип неблагополучия семьи в защитных механизмах, выработанных в детстве. У взрослых эти механизмы проявляются в боязни потерять своё «Я», которая обусловливает необходимость его защиты от брачного партнёра. Г. Дике считает, что конфликты между супругами неизбежны, т.к. каждый партнер отстаивает в браке неприкосновенность своего «Я». Характер же и направленность возникающих конфликтов зависит лишь от того, какую защитную стратегию выберут супруги: псевдовраждебность, псевдозависимость или независимость. При этом причиной конфликтов, по мнению Н. Аккермана, являются различного рода дисбалансы: в распределении ролей, в представлениях супругов, в противоречии между стремлением сохранить однообразие и необходимостью изменяться и т. п.

Социокультурный подход при анализе супружеской совместимости учитывает ролевые ожидания, притязания и ролевое поведение супругов в браке. Под ролевыми ожиданиями в данном случае понимается степень готовности отдать выполнение той или иной семейной функции брачному партнеру. Ролевые притязания - мера готовности самого субъекта брать на себя активность в выполнение семейных функций. Сочетание ролевых ожиданий и притязаний супругов и их реализация в семейной жизни определяет ролевое поведение человека в браке.

Основоположником данной концепции является Т. Парсонс. Он предположил наличие в каждой  группе двух осей дифференциация ролей. Мужчинам, по его мнению, более свойственна инструментальная роль, реализуя которую он решает проблемы взаимодействия семьи с внешним миром. Женщина, в соответствии с концепцией Т. Парсонса, ответственна за внутренние проблемы дома Супружеская несовместимость и семейные конфликты порождаются с точки зрения данной концепции либо неправильным распределением «сфер влияния», либо неудовлетворительным выполнением обязанностей в «своей» сфере. Неправильное распределение власти в семье ведет к снижению субъективной удовлетворенности браком. Так, по данным В. Пэкорда, человек, демонстрирующий низкую степень удовлетворенности браком, склонен воспринимать своего партнера как явно доминирующего. В семьях, определяемых им как неблагополучные, мужья чаще воспринимают себя как равного, а жены более склонны определять своего супруга как доминирующего. Таким образом, по мнению сторонников социокультурного подхода, совместимость супругов определяется, прежде всего, соотношением их ролевых ожиданий и притязаний, а также характером распределения власти в семье.

Основы бихевиористического подхода к пониманию супружеской совместимости впервые был сформулированы Дж. Хомансом в рамках его концепции «элементарного социального поведения». Автор, в соответствии с традиционной бихевиористической концепцией, полагает, что взаимодействие в семье определяется вознаграждениями, наказаниями, частотой и качеством подкрепления. По его мнению, в общении человек ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесёнными издержками. Дисбаланс в ту или иную сторону влечет за собой развитие конфликтов и снижение удовлетворенности браком.

Ещё одна причина супружеских дисгармоний лежит в нарушении функциональной межличностной дистанции. Каждый человек имеет свой предел психического сближения с супругом - это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным, дискомфортным. Исследования показывают, что у мужчин психологическая дистанция, как правило, больше, чем у женщин. И если на первых порах муж подстраивается под любимую жену, общается с ней на более коротких, «жестких» расстояниях, та впоследствии он стремится вернуться к комфортной для него дистанции, что вызывает спад в отношениях и отдаление супругов друг от друга.

По мнению сторонников бихевиористической концепции, существует несколько форм отношений между супругами, каждая из которых может существовать на реальном желаемом уровнях:

  • истинное отношение (чувство) - непосредственно переживается человеком, но не обязательно выражается во вне;
  • демонстрируемое отношение (поведение) - проявляется в реальных действиях, может соответствовать и не соответствовать истинному;
  • приписываемое отношение (мысли) - представление человека об отношении к нему партнера.

Таким образом, каждый из представленных подходов рассматривает супружескую совместимость в достаточно одностороннем порядке. Более обобщенный взгляд на данный феномен был предложен в отечественной психологии в рамках структурно - уровневой концепции совместимости супругов Н.Н.Обозова.

Данный подход рассматривает совместимость как сложное, многоуровневое явление.

Рассогласования в супружеской жизни, по мнению автора, могут формироваться на каждом из указанных уровней. Именно это и приводит к формированию субъективной неудовлетворенности браком в той или иной сфере семейной жизни.

Н.Н. Обозов выделяет 5 основных уровней супружеской совместимости:

  1. Физиологический - на этом уровне рассматриваются возрастные особенности партнеров, особенности метаболических процессов организма и т.п.. Нарушения физиологического уровня совместимости проявляются в рассогласовании и дисгармоничности сексуальной жизни супругов,
  2. Психофизиологический: основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей и эмоциональных особенностей партнеров. Следствием нарушения данного уровня является несогласованность эротических контактов, имеющих психологическую природу.
  3. Психологический: предполагает согласованность характеров, мотивов поведения, личностных качеств партнеров. Рассогласование приводит к отчуждению супругов, высокому уровню конфликтности пары, сложностям в распределении главенства внутри семьи. Симптомами нарушения психологической совместимости являются: утомление и раздражение друг другом, невозможность найти приемлемые способы общения, затяжные нарушения психологического климата в семье.
  4. Социально-психологический: более интегрированный уровень взаимодействия, предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации. На данном уровне формируется семейно - ролевая согласованность взаимодействия партнеров, предполагающая соответствие ролевых ожиданий и притязаний супругов. По данным последних исследований, несоответствие ролевых установок во многом оказывается причиной неуспеха супружества Все представления о ролевых обязанностях супругов глубоко индивидуальны. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания, семья заведомо является малосовместимой и конфликтной. Таким образом, социально - психологическая совместимость может рассматриваться как биопсихосоциальное соответствие представлений и притязаний партнёра ожиданиям другого.
  5. Духовный: предполагает сходство социальных установок относительно важнейших фактов действительности, связанных с реализацией групповых и личных интересов. Н. Н. Обозов и А.Н. Обозова выделяют три вида духовной совместимости: ценностно-ориентационный, функционально-ролевой и структурный. Высшим и наиболее сложным уровнем духовной совместимости является ценностно-ориентационное единство семьи. Нарушения данного уровня могут проявляться в конфликте терминальных (несогласие супругов по поводу определение главного и второстепенного, хорошего и плохого) и инструментальных (несогласие по поводу способов достижения целей) ценностей.

В настоящее время получено достаточно много эмпирических фактов, подтверждающие существование различных уровней совместимости, выделенных Н.Н. Обозовым. Так Ю.Н. Олейник. в исследовании социально - психологической и духовной совместимости супругов с различным стажем семейной жизни установил, что:

  1. При переходе с одного этапа жизненного цикла семьи на другой у супругов происходит значимая переориентация жизненных и семейных ценностей;
  2. Ценности вступающих в брак супругов носят более альтруистический характер, чем у состоящих в браке в течение нескольких лет;
  3. У молодых супругов основными компонентом межличностного взаимодействия является аффективный, у состоящих в браке более выражены когнитивный и поведенческий.
  4. У лиц, вступающих в брак, жизненные ценности имеют более выраженную семейно - бытовую направленность, у состоящих в браке наблюдается сбалансированность ценностных ориентации, связанных с семейной и профессиональной жизнью.

Таким образом, на сегодняшний день в литературе представлено достаточно много подходов к пониманию супружеской совместимости. При этом следует отметить, что создание законченной теории совместимости требует дальнейшей серьезной методологической работы, совершенствования понятийного аппарата, методов исследования этого важнейшего социально-психологического явления, интеграции существующих подходов и обобщения уже полученных факторов.

Источник: 
Монина Г.Б., Психология семьи
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.