Основные психологические проблемы современной семьи

Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и многих других. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика -потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография - роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика - ее воспитательные возможности. Психология, в рамках психологии семейных отношений, концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. К основным параметрам межличностных отношений относятся статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы. Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.). Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно - 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система - прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

С какими же психологическими проблемами сталкивается современная семья? В первую очередь, конечно, следует отметить сложное переживание кризисов семейных отношений. Семейный кризис (кризис семейных отношений) - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Само возникновение кризисов объясняется тем, что семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи: деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования, и конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами [1]. Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Установлены и описаны два «критических периода» в жизни семьи, связанные с исчезновением романтики, трудностями в повседневной жизни (3-7 годы семейной жизни) и приближением периода инвалюции, уходом детей переживанием старения (17-25 год семейной жизни) [2].

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней, ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения. К основным характеристикам семейного кризиса относят обострение ситуативных противоречий в семье, расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов, нарастание неустойчивости в семейной системе, генерализация кризиса (распространение кризиса на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий).

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить характерные проявления семейного кризиса на разных уровнях. На индивидуальном уровне это чувство дискомфорта, повышенная тревожность; неэффективность старых способов коммуникации; снижение уровня удовлетворенности браком; ощущение непонятности, невысказанное, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий; смещение локуса контроля; закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями; появление сверхценных идей у некоторых членов семьи; формирование симптоматического поведения. На микросистемном уровне: нарушения по параметру сплоченности; деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи; нарушения гибкости семейной системы; изменения ролевой структуры семейной системы; нарушение иерархии; возникновение семейных конфликтов; рост негативных эмоций и критики; нарушения метакоммуникации; нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение «обманутости» у членов семьи; нарушение традиций и ритуалов. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи; нарушения иерархии; нарушения ролевой структуры расширенной семьи; нарушение традиций и ритуалов; неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых. К характеристикам проявлений семейного кризиса на мегасистемном уровне относят социальную изоляцию семьи; социальную дезадаптацию семьи; конфликты с социальным окружением [3].

Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодов необходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативными фильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для данной семьи.

Их искажающее влияние может быть различным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такие факты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективно переживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию как катастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящее и оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляют консультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую их идеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейного психолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска для данной семьи.

Особенностью работы семейного психолога является использование многоуровневой модели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов с фокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализа находятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи как целостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности и подчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы. Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использования данного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья, позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир, законы ее существования.

Кроме семейных кризисов, как отдельную проблему, можно выделить сложное переживание одного из членов семьи личностного кризиса (возрастного) из-за чего страдает вся семейная система. Э. Эриксон дал понятие возрастным кризисам как особым, относительно непродолжительным по времени (до года) периодам онтогенеза, характеризующимся резкими психическими изменениями, относящимися к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Даниэль Левинсон как кризисные периоды выделил переходы к ранней взрослости (17-22 года), переход 30-летия (28- 33 года), к средней взрослости (40-45 лет), переход 50-летия (50-55 лет), переход к поздней взрослости (60-65 лет) [4].

Очевидной является взаимозависимость семейных процессов и прохождения личностных (возрастных) кризисов. Состояние семейной системы и атмосферы в семье влияет на легкость прохождения возрастного кризиса членами данной семьи, также, как и успешное проживание личностного кризиса положительно влияет на семью в целом.

Среди проблем, с которыми обращаются семьи можно выделить сложность в детско-родительских и супружеских взаимоотношениях. Среди наиболее часто встречаемых вопросов, с которыми обращаются родители, можно выделить: нарушение коммуникации между родителями и детьми. сложности в учебе и поведении ребенка, трудности в сиблинговых взаимоотношениях, адаптации к новым условиям, проблемы с самооценкой и самовосприятием ребенка, болезненное переживание развода родителей. Нередки случаи, когда, обращаясь за помощью к психологу, по вопросам детско-родительских отношений, определяется наличие проблематики в личностной или супружеской сферах, сложное осознание которых способствует их бессознательному переносу.

При обращении по вопросам семейных взаимоотношений основной проблематикой являются: проблемы в разрешении конфликтных ситуаций между супругами, в сексуальной жизни, разногласия в вопросах воспитания детей и бытовых вопросах, переживания, связанные с ожиданием первенца, с подозрениями в измене, осознание семейной ситуации близкой к разводу.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация. Рассмотренные в данной статье причины обращения клиентов за психологической помощью отнюдь не являются исчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать еще очень долго, останавливаясь на различных тонкостях и аспектах индивидуальных психологических характеристик каждой семьи. В данной же работе описаны наиболее часто встречаемые психологические проблемы современной семьи.

Литература

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., Психология и психотерапия семьи 2000 г., 413 стр.;
  2. Кратохвил Станислав. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, М.: Медицина 1999 г., 258 стр.;
  3. Духова Л.И., Ларина Е.В., Подымова Л.С., Шиян О.А. Психологопедагогический практикум, Академия, 2009 г., 224 стр.
  4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004 г., 306 стр.
Темы: Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Семья как система
Монина Г.Б., Психология семьи
Семья и её основные функции
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Межнациональные браки и межличностные отношения в разноэтнических семьях
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Нарушения жизнедеятельности семьи
Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В. Семейная психотерапия
Семья как среда для развития детей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Проблемы социализации ребенка, связанные с семейным неблагополучием
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Позитивная семейная психотерапия
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Оставить комментарий