Соотношение наследственности и воспитания

Проблема соотношения наследственности и воспитания была предметом исследования множества ученых самых различных специальностей, начиная от чистых генетиков, биологов, а также физиков, и заканчивая социологами, психологами, педагогами.

Так, В.П. Эфроимсон в своих пионерских работах, в частности в книгах «Педагогическая генетика», «Генетика этики и эстетики» и др., отстаивал идеи генетического наследования морально-этических и эстетических качеств человека, которые можно не только воспитывать, но и передавать по наследству.

Л.С. Выготский разработал принцип о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности, когда воспитание/обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой, что должно оказывать решающее влияние на развитие человека: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» [Выготский, 1991].

В связи с этим приведем несколько примеров.

В одном из экспериментов исследователи разделили студентов на две одинаковые по интеллектуальным показателям группы, дав им одни и те же задания. Однако первой группе постарались внушили мысль о том, что их уровень интеллекта генетически определен и прыгнуть выше головы невозможно. Второй группе внушили мысль о том, что умственные тренировки и целенаправленные усилия в интеллектуальной сфере играют решающую роль в развитии человека. В конечном итоге вторая группа дала гораздо лучшие результаты в решении заданий, чем первая.

Учащихся со средним уровнем интеллекта разделили на два класса. Учителю одного класса сказали, что, согласно результатам теста, в его классе все дети с высоким уровнем интеллекта. Другому учителю (такой же квалификации) сообщили, что в его классе собраны дети с низким уровнем интеллекта. В концу года провели тестирование, в результате которого дети первого учителя действительно показали более высокий уровень интеллекта.

В связи с этим приведем слова Карли Фиорина, одна из влиятельнейших женщин США: «Вспоминая свое детство, могу сказать, что я оценила влияние высоких ожиданий: чем меньше требуешь от человека, тем меньшего он и достигнет. Страхи моих родителей, боязнь оказаться не на высоте, заставляли их стремиться вперед. Поэтому я решила, что никогда не позволю моим страхам или чувству неуверенности остановить меня на моем пути. Я убедилась, что перемены бывают одновременно волнующими и трудными; каждая перемена влечет за собой новые приключения».

К этому же смысловому ряду относится и факт, установленный учеными. Психологи Р.Розенталь и К.Фоурд в стандартном курсе экспериментальной психологии предлагали студентам обучать крыс проходить через лабиринты. Половине студентов сообщали, что у них крысы специально выведенного вида, с прекрасными способностями к нахождению пути в лабиринте, а второй половине студентов говорили, что у них крысы специального вида, не способные справляться с этой задачей. За короткое время студенты, обучавшие "способных" крыс, достигли гораздо лучших результатов, чем студенты, обучающие "тупых" крыс [Тюнников, Мазниченко, 2006, с. 46, 73; Rosental, Fode, 1963, p. 183-187].

В связи с этим приведем слова В.П. Эфроимсона из его книги «Педагогическая генетика»:

«Группа американских психологов и педагогов в 1969 г., изучая причины, определяющие выбор занятия и специальности старшеклассниками висконсинских школ, пришли к выводам, неопределенность которых упоминается здесь лишь для иллюстрации сложности и неизученности проблемы. Семья, наследственность, условия раннего развития, образовательные планы и успехи, предварительный выбор занятий, достижения в этих занятиях, достижения в образовании - ко всем этим факторам нужно прибавить влияние мощных неизвестных факторов. Например, раннее развитие ребенка и его успехи после поступления в школу, особенности его семьи, домашних условий определяют то, чего от него ожидают «значимые лица» (родители, учителя, одноклассники или другие люди, играющие важную роль в его жизни).

Интересен также и случай с маленькой горной армянской деревушкой, из которой за 10 лет (в период до и после ВОВ) вышли 2 маршала Советского Союза (один из них - И.Х.Баграмян), 12 генералов и более сотни старших офицеров. Данный факт находит объяснение в том, что жители этой деревни много лет жили в непосредственной близости с азербайджанцами, села которых граничили с армянской деревней, превратившейся, таким образом, в своеобразный анклав. Армяне круглосуточно охраняли свою деревню, вырабатывая, таким образом, мужественный характер.

К этому же смысловому ряду принадлежат и экспериментальные исследования, которые показали, что дети, имея перед собой соответствующие модели поведения в обществе, могут, подражая им, стать общительнее и менее робкими. Одной группе детей детского сада, отличавшихся замкнутостью, был показан фильм про детей, которые хорошо себя ведут, вместе играют, делятся игрушками; другой, контрольной группе, показывали фильм про дельфинов, без всякого воспитательного назначения. Затем, наблюдая за поведением обеих групп, исследователи отметили, что поведение детей первой группы изменилось в лучшую сторону, они стали более общительными и покладистыми. Дети из контрольной группы, смотревшие нейтральный фильм про дельфинов, не изменили своего поведения и по-прежнему избегали общения со своими сверстниками. Модель поведения детей в фильме имела длительное эмоциональное воздействие - через месяц после показа фильма дети помнили его и продолжали дружелюбно относиться к другим детям [Развитие личности ребенка, 1987, с. 226].

Другой пример влияния внешней среды взят из сферы экстремальной психологии, фиксирующей возникновение необычных качеств у человека под влиянием экстремальных воздействий внешней среды. Так, в Вили Мельникова в результате контузии на Афганской войне открылся дар владения иностранными языками - сейчас этот полиглот в совершенстве владеет более сотней живых и мертвых языков народов мира. Подобным же образом существуют примеры и того, как необычный дар к сложным математическим вычислениям открывался в результате определенного шока у неграмотных крестьян, которые могут выполнять головоломные математические операции быстрее компьютера, превратившись, таким образом, в «чудо счетчиков».

В связи с этим приведем слова Дж.Уотсона: «Дайте мне дюжину здоровых детей и мой собственный мир для их воспитания, и я гарантирую вам, что сделаю любого кем угодно - врачом, юристом, художником, коммерсантом, попрошайкой или вором».

Американский исследователь Роберт Пломин в книге «Светокопия: как ДНК делает нас теми, кто мы есть» («Blueprint: How DNA Makes Us Who We Are») показал, что наследственность ответственна за половину психологических различий между людьми, в то время как вторая половина зависит от факторов/событий/влияний социальной среды человека, которые, однако, часто являются непредсказуемыми, их невозможно запланировать. В связи с этим Р.Пломин, отдаваят первенство генетике, пишет следующее: «Теперь мы знаем, что генетические различия - основная причина различий психологических. Влияние среды тоже имеет значение, но последние исследования показывают, что в большинстве своем оно носит случайный характер: оно бессистемно и нестабильно. Это значит, что мы мало что можем с ним сделать».

В 70-х - 80-х годах ХХ столетия Томас Бошард и Давид Ликкен, а также их коллеги из университета штата Миннесота в Миннеаполисе провели исследование, призванное поставить точку в вопросе о том, что доминирует в развитии человека - воспитание или наследственность. Для этой цели исследовались пары разлученных близнецов. В итоге был сделан вывод, что 40 % различий в чертах характера и 50 % различий в интеллекте генетически обусловлены.

При этом истории о близнецах всегда удивляли. Так, в высшей степени впечатляет история о двух братьях-близнецах из штата Огайо, родители которых погибли в младенчестве, и близнецов разлучили, их усыновили разные семьи. Однако живя в различных социальных условиях, братья обнаружили череду невероятных совпадений. Обе приемные семьи, не подозревая о планах друг друга, назвали мальчиков одним и тем же именем -Джеймс. Братья получили юридическое образование, оба прекрасно чертили и плотничали, оба женились на женщинах с одинаковым именем Линда. У каждого из братьев родились сыновья, названные одним и тем же именем -Джеймс Аллан. Через некоторое время братья развелись со своими женами и женились вторично на женщинах одинаковым именем Бетти. Каждый из близнецов имел собаку по имени Той... В возрасте 40 лет они узнали друг о друге и встретились.

Приведем ещё один случай, произошедший в 30-х годах ХХ столетия в Европе. Близнецов Оскара Стора и Джека Юфе разлучили в младенчестве. Стор вырос в Германии и вступил в Гитлерюгенд. Юфе вырос в еврейской семье и переехал в Израиль. Один рисовал в блокноте свастику, а другой носил кипу. Однако когда они встретились в возрасте 50 лет, оказалось, что у них общие пристрастия в еде, манера говорить, и очень специфические привычки, например, оба носили резинки на запястьях и нажимали на слив до того, как сходить в туалет.

Приведем еще один хрестоматийный случай касательно психогенетики пола, имевший место с Дэвидом Реймером, мальчиком, которого вырастили и воспитали как девочку. Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате чего потерял пенис. Реймеры не знали, как найти выход из сложившейся ситуации, однако впоследствии узнали о теории Джона Мани (автора термина «гендер»), который пребывал в уверенности, что гендерная роль человека определяется воспитанием, а не наследсвенной информацией. В связи с этим родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь с новым именем -Бренда, которую воспитывали как девочку, и к которой ее брат относился к ней как к сестре, а Реймеры - как к дочери. Однако вскоре выяснилось, что как психологически, так и внешне Бренда развивается по маскулинному типу, у Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конечном итоге Бренда стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду. Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков, превратившись в Дэвида. Таким образом, теория Дж.Мани оказалась опровергнута и Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены: во взрослом возрасте Дэвид Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, погибшего от передозировки антидепрессантов, Дэвид в возрасте 38 лет покончил с собой.

В связи с этим приведем слова В.П. Эфроимсона, который в книге «Генетика этики и эстетики» пишет следующее:

«Повышенное сходство однояйцевых близнецов характеризует и такой, даже казалось бы чисто средовый вид преступления, как гомосексуальность. В действительности, это не удивительно: как показал Шлегель, гомосексуалы-мужчины в среднем отличаются более узким нижним выходом из малого таза, чем гетеросексуалы, имея также ряд более общих конституциональных особенностей - почти все они имеют астеническое телосложение. В этом отношении не только казуистический интерес представляют наблюдения Хестона и Шильдса (1968) над тремя парами близнецов в одной лондонской семье, которую налеты авиации нацистов разбросали по разным городам и селам Англии. Выяснилось, что 4 партнера двух пар независимо друг от друга стали гомосексуалами, а одна пара стала гетеросексуальной. По-видимому, существует группа потенциальных гомосексуалов, которые особенно легко становятся ими при экзогенном толчке, например растлении, тогда как огромное большинство подростков не становятся гомосексуалами почти ни при каких условиях».

Приведем еще один пример, определенным образом уравнивающий генетический и социальный факторы. Речь идет о женщине, которой был под сорок. «Ее жизнь скидывалась неудачно. Однажды она отправилась в командировку и в поезде познакомилась с хорошо одетым красивым мужчиной примерно ее лет. Возникла «любовь с первого взгляда». Они все время проводили вместе. Расстались с грустью и поклялись писать друг другу. Вскоре героиня нашего рассказа обнаружила первые признаки беременности и решила ее сохранить. Родился мальчик. Роды, беременность, ранее развитие - все было как обычно бывает у всех. Ребенок мало болел, с четырех лет находился в детском саду. Там воспитатели стали жаловаться на то, что мальчик ворует вещи у детей, хитроумно прячет их и приносит домой. Воровство носило продуманный и сознательный характер. Пойманный на месте преступления мальчик плакал, просил прощения, лгал, изворачивался. В школе продолжалось то же самое, но одноклассники избивали его за это. Был мальчик хитер, старался не попадаться, мел очень ловко выкручиваться, если воровство обнаруживалось. Когда мальчику исполнилось 13 лет, мать неожиданно поучила письмо пропавшего возлюбленного, от которого за это время не было ни слуху, ни духу. Тот писал, что он профессиональный вор, его отец и дед тоже были ворами, у них у воров свою особая жизнь, они могут жить только среди своих. Он часто думает о ней (то есть о матери ребенка), просит не вспоминать его недобрым словом и т.д. Что касается мальчика, то его отчим (женщина после этого вышла замуж) переключил интересы мальчика на спорт и занятия в техникуме. Воровать ребенок перестал» [Буянов, 1986]

Ключевые слова: Воспитание, Наследственность
Источник: Вознюк А.В. Наследственность VS воспитание : монография. Житомир, 2020. - 102 с.
Материалы по теме
Воспитание положительного отношения к труду
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Как вырастить настоящего мужчину
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Условия и факторы профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Этапы и уровни развития детского коллектива
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Почему ребенок не слушается: основные причины
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Особенности наследования, сцепленного с полом
...
Семейное воспитание
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Понятие нравственного воспитания
Аминов И.И., Юридическая этика
Оставить комментарий