Психическая депривация может принимать форму соматических расстройств, поскольку перинатальные вредности, отсутствие возможностей полного удовлетворения первичных биологических и социальных потребностей, а также психотравмирующая ситуация развития (что часто сопровождает детей из «семей риска»] влекут нарушения в здоровье - психофизическую ослабленность или серьезные расстройства в функционировании органов и систем.
В исследованиях, проведенных И. В. Ярославцевой в 2000-2003 гг., показано, что психофизиологические возможности депривированных детей и подростков ограничены. У большинства отмечено понижение функциональной активности организма. Исходный потенциал жизнедеятельности организма нетипичен: у подростков утром и вечером в состоянии относительного покоя зарегистрированы высокие показатели частоты дыхания, снижение минутного объема дыхания и частоты сердечных сокращений. В условиях психической деятельности (в большей степени при решении математических задач], как в утренние, так и в вечерние часы интенсивность суточных физиологических сдвигов организма невелика, о чем свидетельствуют урежение дыхания, еще большее снижение его минутного объема на фоне постоянно низких показателей частоты сердечных сокращений. Функциональная норма предполагает учащение и углубление дыхания, активизацию сердечной деятельности при выполнении математических заданий. Интегральный показатель напряжения организма сирот (индекс напряжения] ниже индекса напряжения организма подростков из семей. Физическая нагрузка (активный отдых] обусловливает возрастание частоты и минутного объема дыхания и не отражается на сердечной деятельности. При этом в утреннее и вечернее время дня работа кардио-респираторной системы по-прежнему нетипична и характеризует ограниченные возможности организма подростков. Резервы психической деятельности сирот ниже, чем у сверстников из семей (результаты выполнения мыслительных упражнений подростками до и после активного отдыха оставались низкими]. У подростков выявлен эффект повышения длительности периода врабатываемости организма, отличающийся высоким психическим напряжением организма и сопровождающийся колебаниями точности и качества работы. Это проявляется в том, что простые задания, время выполнения которых совпадает с этапом постепенного повышения работоспособности (врабатываемостью], характеризуются меньшей производительностью, чем сложные.
Результаты медицинского мониторинга состояния здоровья показывают, что среди депривированных детей очень мало здоровых детей (детей с первой группой здоровья]. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням (дети со второй группой здоровья]. Среди них большой процент детей с дефицитарным развитием отдельных психических функций (так называемый синдром «минимальной мозговой дисфункции»] вследствие остаточных явлений органического поражения головного мозга в раннем онтогенезе. Более половины воспитанников интернатных учреждений страдают серьезными заболеваниями соматической и психической сфер организма. Большая часть детей (до 60 % - по данным Е. Е. Чепурных, Г. Н. Тростанецкой, Л. М. Шипициной и др., 2003] имеет хронические заболевания дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, мочеполовой систем (они составляют третью и четвертую группы здоровья]. Почти все дети с признаками невротизации, многие больны неврозом. По данным Т. В. Зыряновой, уровень резистентности организма сирот (индекс резистентности] низкий и сниженный с кратностью заболеваний 4-7 раз в год.
Клинико-психопатологическое исследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведенное А. Н. Голиком в Химкинском приюте для детей и подростков, позволило условно объединить детей в три группы. В первую отнесены воспитанники с адаптационными расстройствами, такими как поведенческие, психосоматические, тревожно-депрессивные. Во вторую - дети с нарушенным психическим развитием. В третью - воспитанники с сопутствующими психическими нарушениями - страхами, гиперкинетическими и эмоциональными расстройствами, тиками, астеническими состояниями, патологическим фантазированием, аддиктивными нарушениями. Помимо приведенных выше психических нарушений, А. Н. Голик описывает социально-психиатрические синдромы, в происхождении которых ведущую роль играют социальные факторы, в частности депривация и институциализация: депривационный синдром, диссоциофобия, синдром жестокого обращения так называемые педагого-психиатрические синдромы (школьной незрелости, пониженной обучаемости, нарушения развития школьных навыков] и синдром социальной (школьной] дезадаптации.
М. О. Проселкова описала у детей, оставшихся без родителей в раннем детстве, «синдром сиротства», включающий депривационную депрессию, парааутизм, моторные стереотипии.
Д. Н. Исаев описывает психосоматические расстройства, сепарационную тревогу и синдром депривационной пред-речевой ретардации у младенцев и детей раннего возраста. Сепарационная тревога развивается на фоне постоянного беспокойства ребенка о возможном отделении от матери или от другого близкого лица и проявляется в страхах утраты близкого человека, быть потерянным или похищенным. Поведение ребенка сопровождается раздражением и плачем, требованиями не оставлять его одного. Ребенок испытывает боязнь пребывания вне дома, расставания с семьей. Проявляются симптомы соматических расстройств, расстраиваются сон и аппетит, наблюдаются головные боли, тошнота, рвота, снижается масса тела. Синдром депривационной предречевой ретардации развивается в результате нарушения взаимоотношений между матерью и ребенком, полной депривацией ребенка. Проявляется синдром в недифференцированном крике-плаче, отставании в развитии довербальных стадий развития речи: гукания, гуления, лепета, двуслогового лепета. В тяжелых случаях течения синдрома наблюдается анаклитическая депрессия в виде отсутствия положительных эмоций, зрительного и слухового сосредоточения, двигательной заторможенности, регресс поведенческих навыков, патологические привычные действия.
Несомненно, что социально-психологическое благополучие семьи и ребенка, как ее полноправного члена, остается главенствующим фактором, обеспечивающим нормальный рост, психофизическое развитие и здоровье детей. Нарушение этого благополучия - нездоровый образ жизни и микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей и, тем более, воспитание вне семьи в случаях круглого и социального сиротства, часто приводит к формированию состояния напряженности в нервно-психической сфере, снижению адаптивных и защитных возможностей организма детей, а в итоге - к болезням и десоциализации в среде.
Вышесказанное ведет к заключению, что дети, воспитанные вне семьи, или в обстановке семейного неблагополучия по уровню психофизического развития и адаптационных возможностей составляют «группу риска». Депривированные подростки обладают низкими функциональными резервными возможностями, указывающими на выраженное ухудшение состояния организма и высокую вероятность срыва адаптации при неблагоприятных условиях жизнедеятельности. Несомненно, серьезные нагрузки на организм (например, учебные] этих детей связаны с умственным и физическим перенапряжением и влекут различные нарушения работоспособности и утомление. Депривированные дети с низкими функциональными резервами не «больные» в собственном смысле этого слова и не относятся к категории лиц с дефектами в развитии, однако, более чем сверстники из семей чувствительны к воздействиям окружающей среды.
В заключение отметим, что приспособительные возможности организма депривированных детей и подростков снижены и их переход в 4-ю категорию людей по состоянию общего и психического здоровья, т. е. в категорию больных, а также социально-психологическая дезадаптация в обществе могут быть обусловлены разными факторами - психологическими, экологическими, физическими и др.