Психическую депривацию, отличающуюся определенной спецификой этиопатогенеза и феноменологических проявлений, необходимо рассматривать в ряду основных психологических синдромов (недоразвитие, асинхронное развитие и поврежденное развитие и др.]. Однако в отличие от дисфункции развития, являющейся результатом взаимодействия незрелых мозговых функций с неблагоприятными внешними факторами, психическая депривация - следствие невостребованности организма в неблагоприятных условиях жизни ребенка.
Выделение психической депривации в самостоятельную группу психологических синдромов позволяет:
- обозначить критерии выявления детей, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении;
- осуществлять наряду с симптомологической диагностикой этиопатогенетическую диагностику;
- определить основные подходы к комплексной реабилитационной работе с депривированными детьми и подростками.
Дифференциальная диагностика психической депривации (депривированного развития) основывается на феноменологическом и этиопатогенетическом подходах, позволяющих выявить основные проявления состояния и дать вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка.
Квалификация личностных и психофизиологических проявлений психической депривации позволила выделить признаки депривированного развития. Они спектрально разнообразны, основные из них выражаются:
- В замедлении и дезорганизации развития психических процессов и процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения на ранних ступенях онтогенеза, снижении познавательных интересов и коммуникативно-познавательной активности, затруднении в понимании и предвосхищении событий, недостаточности интеллектуального развития.
- В деформированности самосознания, личностных «искривлениях» и снижении базового доверия к миру, недостаточной сформированности произвольных форм поведения.
- В снижении коммуникативной активности и трудностях в установлении контактов с широким социумом, нарушении процесса социального и профессионального самоопределения.
- В неравномерности и ослабленности процесса психофизического развития ребенка, снижении функциональной активности организма вследствие недостаточной сформированности адаптационного механизма, что может привести к истощению внутренних резервов организма, а в итоге - к дезадаптации в школе и развитию различного рода психосоматических заболеваний.
- В соматической ослабленности, инфантилизме и хронических болезнях.
- В снижении толерантного потенциала ребенка как составляющего его адаптационного механизма.
Критериями оценки психической депривации следует считать следующие:
- недостаточность возрастной зрелости психофизиологической деятельности организма (моторной и сенсорной сфер];
- недостаточность процессов организации психической деятельности - оценки, переоценки и моделирования окружающей среды;
- незрелость личностного развития.
Дополнительными критериями выступают:
- трудности социально-психологической адаптации;
- воспитание ребенка вне семьи или в обстановке семейного неблагополучия.
Характер депривированного развития в виде сенсорной, личностной либо другой незрелости определяет вариант психической депривации. При этом нужно отметить, что чистые формы психической депривации (сенсороной, эмоциональной, когнитивной, социальной] практически не встречаются, поскольку в депривационной ситуации жизни возникает цепочка условий, блокирующих удовлетворение различных потребностей и включающих патологические механизмы психического развития ребенка. Можно говорить о доминирующем влиянии тех или иных механизмов депривированного развития, что и обусловливает превалирование тех или иных признаков, совокупность которых и определяет ведущий профиль психического состояния - сенсорную, когнитивную, материнскую и другие варианты психической депривации.