Мир политики многолик и противоречив. Немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900) характеризовал его как «слишком человеческое». Диаметрально противоположное мнение о политике высказал русский философ Н.А. Бердяев (1874—1948):
Политика есть самая зловещая форма объективизации человеческого существования, выбрасывание его во вне Она всегда основана на лжи... Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитический нарост, высасывающий кровь из людей
Наверное, можно согласиться с оценкой политики Н.А. Бердяевым, как, впрочем, и с другой ее оценкой, данной В. И. Лениным (1870—1924): политика — это «вообще грязное дело» и «высасывает кровь».
Политика — это особый мир повседневной реальности, без которого нет ни человека, ни общества, ни цивилизации. Политика проявляется не только в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений, но и в идеалах, намерениях, страстях, мотивах и поведении людей (рис. 1.1).
Причины возникновения политики
Политика — явление социальное, она возникает только в обществе, представляющем собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей.
Взаимодействуя друг с другом, с природой, сложившимися институтами и учреждениями общества, каждый из них преследует прежде всего свои интересы. Интересы индивидов могут совпадать, отличаться и даже противостоять друг другу. Не всякую совокупность индивидов можно назвать обществом, не каждая обладает целостностью, а лишь такая, в которой интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность индивидов осуществляются на основе общего интереса, принципиально важного для всех. Только в этом случае возникает взаимное сотрудничество людей, способное обеспечить прогресс. Совместными усилиями люди реализуют те цели, которых они не могут достичь в одиночку.
На заре развития человечества в примитивных обществах политика отсутствовала). Целостность общества, согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Дело в том, что неразвитость материального производства обусловила примитивный, а потому и совпадающий характер потребностей, сводившихся к физическому выживанию первобытного человека). Его зависимость от природы, где он находил пишу, жилище, а также от рода, племени не способствовала формированию индивидуальных интересов, которые отличались бы от интересов общины. Взаимодействия внутри общины были основаны на естественных связях (кровнородственных отношениях), регулировались различными верованиями, запретами (табу), традициями, обычаями.
Однако развитие человеческих потребностей, их количественный и качественный рост побуждали индивида совершенствовать орудия производства, культуру труда, концентрироваться на выпуске одного вида товара, что дало толчок процессу общественного разделения труда. Уже в аграрных обществах совершенствование орудий производства, и прежде всего создание металлического плуга, а также использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем это требовалось для удовлетворения повседневных потребностей людей. Появился прибавочный продукт (в форме орудий труда, товаров, позже участков земли). Он концентрировался в руках отдельных семей, а также старейшин, вождей, военачальников. Это привело к имущественному неравенству и появлению частной собственности.
Возникновение института частной собственности оказало большое влияние на последующее развитие человеческого общества. Прежде всего с появлением частной собственности стало возможным обособление отдельного человека, формирование самостоятельного индивида, независимого от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. Более того, некогда монолитное единство первобытного общества было разрушено в результате раскола его на бедных и богатых, интересы которых противостояли друг другу. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами — кровнородственными связями, нормами морали, религиозными верованиями, обычаями и традициями. Взаимодействия между индивидами развивались уже не на основе кровнородственных связей, а в первую очередь на основе имущественных отношений. Положение человека в обществе, т.е. его социальный статус, определялось его экономическими возможностями, богатством, престижем.
Потребности в согласовании различающихся групп интересов, обеспечении целостности общества, защите прав и свобод отдельного индивида привели к появлению политики и ее институтов — государства, элиты, лидеров, парламентов, профсоюзов, партий и т.д. С помощью этих институтов индивидуальные стремления людей переводятся в политическую волю общества, воплощаются в политических решениях, отражающих обобщенные интересы широких социальных, этнических и иных групп населения. В отличие от других социальных институтов (например, морали, религии) политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власти. Задачи сохранения целостности общества, согласования общей позиции различных индивидов и их групп, интеграции разнородных интересов политика осуществляет благодаря наличию такого эффективного инструмента, как государственная власть.