Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма, разработанная французским ученым Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). Дюркгейм был академическим ученым. Свою докторскую степень по юриспруденции он получил за работу по существу социологическую и через несколько лет добился официального признания новой науки, когда впервые во Франции его университетскую должность стали именовать «профессор социологии».
В работе «Правила социологического метода» (1895) Дюркгейм выдвинул тезис о том, что социология возникает и должна развиваться как самостоятельная наука потому, что существует реальность особого рода, не исследуемая ни одной другой наукой. Эту реальность образуют социальные факты — «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой».
Социальным фактом является всякий способ действий, избираемый индивидами в силу того, что они принимают во внимание ценности других людей, правила их поведения или стремятся подражать их действиям. Этот способ получает распространение в определенном сообществе и сохраняет свои существенные черты независимо от индивидуальных ситуаций его проявления. Независимое от индивида существование социальных фактов предполагает, что изучать их нужно «подобно вещам», т. е. так же, как изучаются материальные объекты в естественных науках. Основным для естественных наук методом, считал Дюркгейм, является экспериментальный метод, но для социологии он недоступен, поскольку сложно или даже невозможно при изучении социальных фактов создать искусственную, контролируемую и управляемую исследователем экспериментальную ситуацию. Методом социологии должен быть сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка». История человечества рассматривалась Дюркгеймом как тот естественный эксперимент, который предоставляет социологу огромное количество эмпирических данных в виде статистических, этнографических, архивных и иных материалов.
Свой подход к пониманию предмета и метода социологии Дюркгейм применил в исследовании конкретных социальных фактов еще до того, как сформулировал и обнародовал этот подход в виде «правил». В работе «О разделении общественного труда» (1893) он обосновал тезис о том, что функцией разделения труда является поддержание единства — социальной солидарности. Дюркгейм выделил два типа солидарности:
- механическую солидарность, которая возникает в силу общности верований и чувств, когда люди поддерживают отношения с теми, кто походит на них образом мыслей и образом жизни;
- органическую солидарность, возникающую в силу разделения по роду деятельности, когда люди поддерживают отношения с теми, кто отличается от них по образу мыслей и образу жизни, но в чьей деятельности они нуждаются для удовлетворения своих потребностей.
Механическая и органическая солидарности — это два аспекта интеграции общества, присутствующие в виде «коллективного сознания» и «системы функций». Соотношение двух типов солидарности Дюркгейм предложил определять эмпирически — по соотношению в общей совокупности правовых норм норм «репрессивных» (относящихся к уголовному праву и предусматривающих санкции, карающие за поступки, противоречащие «коллективному сознанию») и «реститутивных» (относящихся к гражданскому праву и предусматривающих санкции, восстанавливающие нарушенный порядок распределения и выполнения функций). В современном обществе, в отличие от архаических форм социального порядка, органическая солидарность является доминирующим типом. При помощи концепции двух типов социальной солидарности современные ему тенденции гуманизации правовой системы, индивидуализации образа жизни, уважения прав и свобод личности Дюркгейм объяснял социологически: изменения нравов обусловлены изменениями общественного устройства.
Концепцию социальной солидарности Дюркгейм использовал и в другой своей работе, также вошедшей в число классических, — исследовании «Самоубийство» (1897). В этом исследовании он стремился доказать, что удовлетворительное объяснение статистических данных, демонстрирующих различия в количестве самоубийств в разных странах, разных этнических и религиозных общностях, разных демографических категориях, может быть только социологическим. Количество самоубийств зависит от степени социальной интеграции — включенности индивидов в социальные группы и общности. Снижение степени социальной интеграции ведет к увеличению числа самоубийств эгоистического типа, обусловленных слабостью влияния на индивидов социальных (групповых) норм, следование которым организует индивидуальную жизнь и придает ей смысл. Именно относительно низкой степенью социальной интеграции (и, следовательно, более индивидуалистическим образом жизни) объясняется, согласно Дюркгейму, более высокая частота самоубийств в городе по сравнению с деревней, среди людей одиноких по сравнению с семейными, среди протестантов по сравнению с католиками. Чрезмерное повышение степени социальной интеграции ведет к увеличению числа самоубийств альтруистического типа, обусловленных «поглощением» индивидуальности «коллективным сознанием», которое обязывает людей жертвовать собой во имя общества (социальной группы). Третий выделенный Дюркгеймом тип — аномическое самоубийство. Еще в трактате «О разделении общественного труда» ученый рассматривал аномию как ситуацию неопределенности норм: отсутствие постоянных, изначально и ясно заданных общих ориентиров и конкретных правил поведения ведет к развитию чувства отчужденности от общества, к распространению конфликтного и саморазрушительного (вплоть до самоубийства) поведения4. Выход из состояния аномии, характерного для современного ему общества, Дюркгейм видел в развитии новых социальных групп — профессиональных корпораций, свободных от средневековой замкнутости и способных выполнить функцию нормативной регуляции, обеспечить индивидам чувство общности и защищенности.
Концепция социологизма Дюркгейма основывалась на идее о том, что социальная реальность является реальностью suigeneris (лат. «особого рода»), которая не просто существует независимо, но доминирует над индивидуальной реальностью. Радикальные сторонники этой идеи сформировали традицию «социологического реализма» в трактовке предмета и метода социологии.