Социальные и экономические процессы России в первой половине XIX в.

Крестьянство.  Самым многочисленным сословием было крестьянство — аграрные работники, владевшие хозяйством, уплачивающие подати и несшие повинности. Крестьянство облагалось подушной податью, другими налогами и повинностями (рекрутской, транспортной, постой солдат и др.), подвергалось телесным наказаниям.

Крестьяне принадлежали помещикам (около 20 млн), государству (около 13 млн), императорской фамилии (около 1 млн удельных крестьян). Крепостные крестьяне занимали более плодородные земли, именно они производили основную массу товарного хлеба, но эксплуатация помещиками лишала их минимальных стимулов к труду. Группа посессионных крестьян состояла из государственных крестьян, прикрепленных к частным предприятиям. Вместо несения государственных повинностей они несколько месяцев в году работали на мануфактурах.

Помещичьи крестьяне по характеру отбывания повинностей делились на барщинных и оброчных. К югу от Москвы большинство составляли барщинные крестьяне, к северу — оброчные. С течением времени росла барщинная эксплуатация крестьян, так как помещикам было более выгодно производить товарный хлеб в крупных хозяйствах, чем собирать в виде оброка долю доходов мелких крестьянских хозяйств. Если в конце XVIII в. в европейской России 56 % помещичьих крестьян находились на барщине, то накануне 1861 г. — 71,7 %.

Часть крепостных являлась прислугой дворян (дворовые).

Государственные крестьяне имели право на защиту в суде, на владение землей и движимым имуществом, на переход в другое сословие, на смену места жительства. Государственные крестьяне проживали в основном в Поморье и Сибири.

Уровень жизни крестьян зависел от погодных условий и «аппетитов» дворянства. В 20–30-е гг. XIX в. производство зерновых и картофеля падало, что ставило крестьян на грань голода. Крестьянин потреблял около 1 кг хлеба в день, молоко и овощи. Однако по мере роста числа людей этого сословия уменьшалось количество земли, приходящееся на каждого, что ухудшало положение сельских тружеников.

Положение крестьянского хозяйства было неустойчивым. В 1833–1834, 1839–1840, 1848, 1856 гг. отмечался голод. Из-за недоедания людей распространялись эпидемии. Так, в 1847–1849 гг. от голода и эпидемий погибло около 1 млн человек.

Хотя в XIX в. не произошло взрыва крестьянского возмущения, подобного восстаниям XVII–XVIII вв., время от времени возникали локальные крестьянские бунты. Если в первой четверти века в год вспыхивало в среднем 26 бунтов, то во второй четверти — уже 43, в голодный 1848 г. — 160, а за 1851–1861 гг. — в среднем 101. Протестуя, крестьяне собирались в толпу, шли к усадьбе, громко выражали недовольство, иногда громили имущество помещика. Выступления крестьянства также заканчивались убийствами помещиков и управляющих (примерно по 11 нападений в год), срывами работ на барском поле и т. п. Масштабы социального недовольства заставляли власть постоянно заниматься крестьянским вопросом, но не подталкивали ее к радикальным реформам.

Податные сословия.  Наряду с крестьянами податным сословием являлись мещане — жители городов (в основном потомки бывших посадских людей): ремесленники, мелкие торговцы и негосударственные служащие. Мещане были лично свободными, но платили подушную подать, отбывали рекрутчину и несли денежные и натуральные повинности. Мещанство составляло около трети городского населения страны. Однако часть мещан жила в деревне, занимаясь ремеслами и мелкой торговлей.

Дворяне.  К началу XIX в. дворянство составляло всего около 1 % населения (125 тыс. семей).
В имущественном отношении дворянство было неоднородно. Положение дворянина зависело либо от его чина (если он служил на военной или статской службе), либо от количества земли и крестьян, которыми он владел как помещик. К середине XIX в. 43,8 % помещиков имели менее 20 душ, 35,15 % — 21–100, 18 % — 101–500, 2 % — 501–1000, 1,1 % — более 1000 душ. Мелкопоместное дворянство постепенно разорялось.

Однако, даже имея относительно мало крестьян, многие помещики тратили больше средств, чем позволяли доходы. Это приводило к росту задолженности их перед государством. Если в начале века число помещиков-должников составляло не более 5 %, то к 1859 г. — уже 65 %. Треть дворян не располагала землей, получая доходы от службы.

Другими отчасти привилегированными сословиями были духовенство, купечество и почетные граждане.

Духовенство.  Русское православное духовенство состояло из черного (монашествующего) и белого (священники и церковнослужители, живущие в миру). В 50-е гг. XIX в. в России было 126 тыс. белого духовенства и 32 тыс. — черного. С 1801 г. священники, ас 1835 г. их дети были освобождены от телесных наказаний, с 1807 г. — от поземельного налога, с 1821 г. — от постоя солдат. Награжденные орденами священники приобретали дворянские права. Вместе с тем число лиц, пользующихся привилегиями духовенства, сократилось. Так, в 1828 г. детям священников, не имевшим возможности получить место в церкви, вменялось в обязанность избрать гражданскую или военную службу, а не сделавшим это — записаться в одно из податных сословий. Приходы в большинстве случаев передавались по наследству. Церковная организация подчинялась государству. Во главе Русской православной церкви стоял Синод, глава которого назначался императором. Православные священники получали государственное жалованье. В сходной ситуации находились представители духовенства иных конфессий, кроме иудаизма (иудеи формировали автономные религиозные общины, их члены были ограничены в правах за пределами мест проживания иудеев).

Купечество.  С конца XVIII в. купечество делилось на три гильдии. В начале XIX в. купцов было всего 125 тыс. человек мужского пола. При этом 70–80 % относились к третьей гильдии.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Сельское хозяйство.  Основой экономики являлось сельское хозяйство. Производительность сельского труда оставалась настолько низкой, что крестьянское население нечерноземных губерний с трудом могло прокормить городское, которое на рубеже XVIII–XIX вв. составляло лишь 4 % общей массы населения. При этом многие горожане имели сады и огороды. В первой половине века из 15–20 млн т собранных в России хлеба и картофеля товарное продовольствие составляло 2,4–3,6 млн т, на экспорт шло от 200 тыс. до 1 млн т.

Крестьянство периодически голодало. В 1841 г. был создан Общеимперский продовольственный капитал для помощи голодающим, но доставка закупленного продовольствия в голодающие районы была затруднена из-за несовершенства транспортной системы. Существовали и запасы на случай голода на местах, но они были недостаточны для предотвращения бедствий.

В первой половине XIX в. продолжалось освоение юга европейской части империи. В течение XIX в. данный регион превратился в основного поставщика товарного хлеба. Однако это были зоны более рискованного земледелия, и их освоение грозило новыми голодными катастрофами. Широко внедрялся картофель, который стал не только вторым хлебом для крестьян, но и сырьем для пищевой промышленности.

Сохранение крепостного права стало важнейшей причиной отставания России от стран Западной Европы. Незаинтересованность крепостных крестьян и рабочих в результатах своего труда вела к стагнации экономики в целом.

Промышленность.  Эта отрасль экономики была ориентирована прежде всего на нужды вооруженных сил и экспорт. Промышленное производство в основном было еще не машинным, а мануфактурным, основанным на ручном труде.

Без учета горных заводов в России в 1804 г. было 2400 мануфактур с 225 тыс. работников. В 1825 г. их число выросло до 5260 с 345 тыс. работников. В 1856 г. количество мануфактур достигло 11 556, на которых работало более полумиллиона рабочих.

Начало XIX в. в России характеризуется переходом от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В 1801 г. Петербургский механический и литейный завод (будущий Путиловский) стал производить паровые двигатели. К середине XIX в. в России было 25 заводов тяжелой промышленности с 1475 рабочими.

Транспорт.  В 1803 г. был прорыт Северо-Екатерининский канал, связавший Каму с Северной Двиной и Вычегдой. Через два года вступили в строй Огинский и Березниковский каналы, соединившие Днепр с Вислой и Западной Двиной. В 1808–1811 гг. благодаря созданию Марьинской и Тихвинской системы каналов Верхнюю Волгу соединили с Балтийским морем.

На втором месте среди путей сообщения после рек стояли грунтовые дороги. К 1825 г. было построено 389 км таких дорог, а к 1860 г. — 9026 км.

Начало промышленного переворота.  В 1805 г. на Александровской государственной хлопчатобумажной фабрике был установлен паровой двигатель Уатта, в 1808 г. — механический ткацкий станок. Фабрика производила более половины российской пряжи, на ней работали 4 тыс. человек. Центром хлопчатобумажной промышленности стал район Иваново-Вознесенска. Развивались также ситценабивные фабрики. Русские фабрики конкурировали с английским импортом.

Увеличение посевов новой культуры — сахарной свеклы — повлекло появление предприятий по ее переработке. Первый завод по производству свекловичного сахара был построен в Тульской губернии в 1802 г., в 1848 г. их было свыше 300. На селе стали внедряться новые механизмы: молотилки, веялки, сеялки, жатки и др.

В развитии техники Россия не отставала от других стран. Первый в истории человечества пароход совершил рейс по реке Гудзон в 1807 г. В России же впервые пароход был спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1815 г. В 1833 г. на водных путях работали 40 грузопассажирских и буксирных пароходов, в 1860 г. — около 400.

Морские пароходы появились в России в 30-х гг. XIX в. В 40-х гг. уже существовали регулярные рейсы между Петербургом и гаванями Балтийского моря. (Правда, в большинстве случаев эти суда принадлежали иностранным предпринимателям.)

Одним из важнейших достижений науки и техники XIX в. стало появление железнодорожного транспорта. Ему предшествовали рудничные рельсовые дороги на конной тяге. В период механизации рельсовых дорог Россия вступила одновременно с другими странами. Первая в мире железная дорога была пущена в эксплуатацию в 1830 г. в Англии, в 1831 г. к механизации рельсовых дорог приступили США, в 1832 г. — Франция, а в 1835 г. братья Черепановы построили два паровоза с трубчатыми котлами и проложили небольшую чугунку у Выйского завода. В 1837 г. железная дорога соединила Санкт-Петербург и Царское село.

Как США и Франция, Россия свои первые паровозы закупала в Англии. Однако широкомасштабное железнодорожное строительство потребовало создания отечественного производства паровозов. Уже в 1846 г. Александровский завод за Невской заставой выпустил первые товарные и пассажирские паровозы. Золотыми буквами в историю железнодорожного транспорта вписаны имена инженеров петербургской школы путей сообщения П. П. Мельникова, М. С. Волкова, Н. О. Крафта, Н. И. Липина, С. В. Кербедза, Д. И. Журавского и др.
В 1824 г. была сооружена первая в России линия оптического телеграфа между Петербургом и Шлиссельбургом, по которой передавались сведения о судоходстве на Неве и Ладожском озере. За основу была взята система Бетанкура, получившая к тому времени мировое признание.

В России первая линия электрического телеграфа была сконструирована П. Л. Шиллингом в 1832 г.
Тем не менее, создавая отдельные высокотехнологические изделия, русские инженеры и техники не могли сделать промышленность передовой. Успехи научно-технических разработок неразрывно связаны с крупным машинным производством и капиталистическим способом производства, законом которого является всемерное уменьшение себестоимости продукции. В России в технике не было экономической необходимости. Вопросами экономии труда и средств никто не занимался, поскольку на государственных, посессионных и вотчинных заводах работали крепостные. Были, правда, и крестьянские фабрики, на которых трудились вольнонаемные, но на финансирование технических разработок у хозяев таких фабрик не хватало капитала.

Торговля.  Происходившие в начале XIX в. изменения в мировой торговле влияли на место России в международном разделении труда и состояние ее внешней торговли. Промышленный переворот в Великобритании сделал ее «фабрикой мира», у нее больше не было прежней нужды в российском металле, но возросли потребности в продовольствии. Из экспортера металла Россия превратилась в его импортера, зато экспорт зерна вырос за первую половину века почти в пять раз. Кроме продовольствия, Россия экспортировала лес, пеньку, коноплю и другое сырье.

Россия являлась крупной по территории и численности населения страной, поэтому в абсолютном выражении ее экономика не только развивалась, но на фоне других европейских стран выглядела вполне достойно. Однако при пересчете экономических достижений на душу населения Россия с конца XVIII в., то есть со времени промышленной революции в Англии, все более и более отставала от стран Западной Европы.

Ключевые слова: Социум, Царская Россия
Источник: А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических ВУЗов): Питер; СПб; 2013
Материалы по теме
Социально-экономические процессы России во второй половине XIX в.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Неравенство и бедность
Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект...
Личностное пространство
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Русское революционное и либеральное народничество XIX в.
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Россия в правление Ивана Грозного
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Объекты ГРЭ
А.С.Булатов, Экономика
Россия в 1725–1800 гг.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Формирование и развитие социальных групп в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Оставить комментарий