Александр Иванович Герцен (1812-1870) (псевдоним Искандер) — русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика. Окончил физико-математическое отделение Московского университета. В университете вокруг А. Герцена и его друга Н. Огарева сложился кружок революционного направления. В июле 1834 г. вместе с некоторыми другими участниками кружка Герцен был арестован и выслан в Пермь, а затем в Вятку. Еще одна ссылка — в Новгород.
В 1847 г. с семьей уехал за границу. Оценив революцию 1848 г. как неудавшуюся битву за социализм, Герцен разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы общественного прогресса связывал с Россией. Разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. Основал вольную русскую типографию для борьбы с крепостничеством и царизмом. С 1855 г. начал издавать альманах «Полярная Звезда», который получил широкое распространение в России. Очевидно, что без «Полярной звезды» не появился бы и «Колокол» — первая русская газета, которая пробуждала революционные настроения в российском обществе.
Проблема прогресса свободы личности во всемирной истории рассматривалась в контексте гегелевской диалектики свободы, смысл которой заключался в том, что «нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы». Гегель в самом рабстве находит (и очень верно) шаг к свободе. То же — явным образом — должно сказать о государстве: и «оно, как рабство, идет к самоуничтожению... и его нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». Рассматривая государство как форму, через которую проходит всякое человеческое сожитие, Герцен в то же время отмечает, что оно постоянно изменяется и прилаживается к обстоятельствам. Государство везде начинается с полного порабощения лица — и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его. Сословность — огромный шаг вперед как расчленение и выход из животного однообразия, как раздел труда. Уничтожение сословности — шаг еще больший. Каждый восходящий или воплощающийся принцип в исторической жизни представляет высшую правду своего времени — и тогда он поглощает лучших людей; за него льется кровь и ведутся войны — потом он делается ложью и, наконец, воспоминанием. Государство не имеет собственного определенного содержания — оно служит одинаково реакции и революции — тому, с чьей стороны сила.
Программа «Колокола» на первом этапе (1857-1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Сельская русская община, ее самобытный характер представлялись как истинный путь к социализму. Позже эту мысль об особом историческом пути страны, связанном с общинным коллективистским менталитетом, разовьет Н. А. Бердяев. «Только в России могла произойти коммунистическая революция», — писал он в известной работе.
После реформы 1861 г. Герцен выступает против последствий так называемого либерализма; он публикует в «Колоколе» статьи, разоблачающие реформу. Они-то и стали теоретической платформой революционного подполья, а затем — его политической практикой.
В период польского восстания 1863-1864 гг. Герцен, размышляя о перспективности социально-политических потрясений такого рода и понимая их обреченность, счел вместе с тем необходимым выступить в защиту Польши:
«Новый водворяющийся порядок должен являться не только мечом рубящим, но и силой хранительной... Неужели цивилизация кнутом, освобождение гильотиной составляет вечную необходимость всякого шага вперед?»
«Мы, — писал он, — спасли честь имени русского и за это пострадали от рабского большинства».
Его шедевры художественной и общественно-политической литературы известны всему миру: повести «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848), роман «Кто виноват?» (1841-1846) и, конечно, «Былое и думы» (1852-1868). И это лишь малая часть идейно-политического наследия А. И. Герцена.
Герцен был и навсегда остается сыном России. 1 ноября 1861 г. он выдвинул лозунг: «В народ!», ставший призывом для патриотической молодежи к активному участию в освободительном движении во имя своей Отчизны.
Николай Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в семье саратовского священника.
Его мировоззрение сложилось еще в студенческие годы под влиянием русской крепостнической действительности и революционных событий 1848-1849 гг. в Европе, а также в результате углубленного изучения трудов Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Д. Рикардо, Ш. Фурье и особенно сочинений В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Итог известен: Чернышевский — убежденный демократ, революционер, социалист. Это понимали все, кто читал его статьи в «Отечественных записках», а затем в «Современнике», фактическим руководителем которого и стал великий мыслитель и гуманист. В 1850 г. Чернышевский окончил историко-философское отделение Петербургского университета. По окончании университета он некоторое время преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, а в 1853 г. вернулся в Петербург. Два года спустя он защитил свою знаменитую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности».
Публицистическая деятельность Чернышевского была посвящена борьбе против царизма и крепостничества. В статьях «О новых условиях сельского быта» (1858), «О способах выкупа крепостных крестьян» (1858), «Труден ли выкуп земли?» (1859) и других он подвергает критике либерально-дворянские проекты крестьянской реформы. И после первых же шагов по ее осуществлению приходит к выводу о неспособности самодержавно-бюрократической организации к реформированию.
В прокламациях к крестьянам, в обращении к русской интеллигенции, непосредственно связанной с реформой, Чернышевским представлен широкий комплекс предложений и рекомендаций относительно необходимых перемен в переустройстве общества: свободная от бюрократического гнета крестьянская община, местное представительное самоуправление, независимый и праведный суд, управление на основе законов, обязательных для всех, и т. п.
Летом 1861 — весной 1862 г. Чернышевский становится идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». В «Письмах без адреса» он поставил царя перед выбором: отказ от самодержавия или народная революция. Царское правительство понимало: Чернышевский начинает представлять все большую опасность. За ним устанавливают тайный надзор.
В 1862 г. вслед за приостановлением издательской деятельности журнала «Современник» Чернышевского водворяют в одиночную камеру Петропавловской крепости. Здесь рождается роман «Что делать?», оказавший огромное влияние на многие поколения революционно настроенных сограждан, которые пытались на практике реализовать принципы разумного человеческого бытия. Петропавловская крепость и последующая ссылка в Сибирь на каторжные работы серьезно подорвали здоровье Чернышевского.
И только в 1883 г. «заживо погребенному» было дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань. В июне 1889 г. ему разрешили переехать в Саратов — город, где он родился, учился в духовной семинарии, преподавал русский язык и литературу в местной гимназии. 29 октября 1889 г. Николая Гавриловича не стало.