Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности

Общество как процесс совокупной человеческой деятельности. В социальной психологии проблема взаимосвязи общества и личности представлена в следующих концепциях. По одной из них общество — совокупность индивидов (Т. Гоббс). По другой концепции общество — это совокупность общественных отношений. Согласно К. Марксу в основе всего социального лежит деятельность:

«История есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека».

Однако общество это не просто деятельность, а «различная деятельность» людей, находящихся в различных общественных отношениях. Индивид, включенный в общественные связи и отношения, включен на самом деле лишь в определенный фрагмент этих связей, определяющий его положение в обществе. Задача индивида заключается в том, чтобы в процессе деятельности способствовать гомоморфности двух сложных систем — общества и личности. Гомоморфность имеет место, когда элементы одной системы соответствуют элементам другой.

Взаимодействие этих двух систем и происходит через ролевую деятельность. Вспомним определение деятельности А. Н. Леонтьева:

«Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».

Деятельность можно рассматривать как совокупность социальных функций. «Социальные функции — это тот объективный вклад, который вносят (или должны вносить) члены общества в производство социальных ценностей в соответствии со сложившимся в обществе разделением труда. Это определенные реальные вклады, которые должны вносить индивиды в процесс совместной деятельности».

Иллюстрацией к функциональному подходу деятельностного процесса является поведение игроков спортивной команды, где каждый спортсмен знает свой маневр. Поэтому можно сказать, что человеческая деятельность —    это набор определенных социальных функций.

Таким образом, общество с точки зрения социальной психологии — это процесс совокупной человеческой деятельности. В обществе каждый должен делать свое дело, и вклад каждого подгоняется к вкладу другого для успешного коллективного взаимодействия.

Ролевая теория или социальные роли и маски человека

Выполняя социальные функции, индивид в обществе играет социальные роли. Ролевая теория — это попытка метафорически объяснить с точки зрения социальной психологии процесс «вплетения индивидуального в ткань социального» (Г. М. Андреева).

И хотя различные психологи по -разному относятся к термину «роль», например известный психолог А. Н. Леонтьев назвал ролевой подход нелепым, безнравственным, одним из самых чудовищных (Леонтьев, 1975), нельзя отрицать сам факт «ролевого поведения» в жизни.

Основные понятия ролевой теории взяты из театральной терминологии. Под социальной ролью понимается различными авторами в основном одно — определенное поведение, ожидаемое от каждого, занимаемого данную позицию.

Как пишет В. Б. Ольшанский, «на идеальной схеме» того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую конртпозицию, т.е. ведет себя, как подобает в этой ситуации» (Ольшанский, 1975).

«Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию». В социальной драме кроме роли существует понятие action — «выступление», «действие», «деятельность». Отсюда аналитическая единица — «акт», ставшая основным термином концепции (ср. «социальный акт», «активность», «интеракционизм», «трансакции»). Театралы используют слово «актер». Социологи — «актор». Актором называется исполнитель социальной роли. Процесс исполнения социальных ролей связан с экспектацией — ожиданием, требованием определенным образом играть (по определенным правилам) свою роль.

Как считает Смелзер, «наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются формальными, а другие, вроде умения вести себя за столом, — неформальными. Когда поведение человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (такие как деньги, уважение)» (Смелзер, 1991). В каждой социальной системе и группе имеются предписания, санкции и подкрепления (виды материальной и моральной стимуляции), они являются стереотипными требованиями к личности независимо от ее индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания» определяют поведение человека в данной социальной системе в форме выполнения заданных социальных функций, ролей (Ананьев, 1968).

Если поведение человека отклоняется от социальных ожиданий, общество реагирует на это социальными санкциями. «Социальная система в ее устойчивом состоянии, — писали основатели теории действия Т. Парсонс и Шилз, — представляет собой процесс взаимодополнительной деятельности, где каждый удовлетворяет экспектации другого (других) таким образом, что реакция другого действия «Я» становится позитивной санкцией, служащей подкреплением его намерений и, следовательно, отвечающей его экспектациям»8.

С помощью санкций различного рода общество осуществляет социальный контроль над человеком. Характер контроля зависит от уровня развития общества.

Как пишет В. М. Бехтерев, «...как только личность попытается выйти за общие правила, она ощутит всю силу общественных тисков, которые введут ее в границы или сдавят до полного уничтожения».

Для согласования ожиданий в обществе существует разделяемая система ценностей, составляющих сердцевину культуры сообщества.

У социальной роли несколько характеристик:

  • она безлична;
  • отражает включение личности в деятельность конкретной группы и выполнение определенных функций, обязанностей в условиях установленных в группе отношений ответственной зависимости между ее членами;
  • связана с социальными экспектациями.

Социальные роли личность может играть для всех, для группы, для себя (Асмолов, 1990).

Попытки классификации социальных ролей

Классификация социальных ролей по Н. Д. Левитову

  1. Роли сознательные и бессознательные, иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами.
  2. Роли более или менее устойчивые и эпизодические.
  3. Роли, неразрывно связанные между собой и не связанные.
  4. Роли открытые, внешне выраженные и наоборот — в той или иной степени скрытые.
  5. Роли центральные и второстепенные для личности.
  6. Роли стереотипные и оригинальные.
  7. Роли приписываемые себе человеком и приписываемые чело веку другими.
  8. Роли реальные и воображаемые.
  9.  Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (групповые).
  10. Роли активные и пассивные.

Т. Парсонс предложил классифицировать все роли, исходя из пяти основных характеристик:

  •  Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают экспрессию чувств.
  • Часть ролей является предписанными, другие считаются дос-тигнутыми.
  • Есть роли строго ограниченные, другие же более диффузны.
  • Некоторые роли предусматривают общение по формальным правилам, другие предполагают неформальные взаимоотношения с людьми.
  • Различные виды ролей связаны и с различной мотивацией.

Классификация социальных ролей по системному основанию:

  •  «конвенциальные» (сложившиеся в культуре) роли;
  •  «институциональные» (роли в специфических сферах жизни (миротворцы);
  • «межличностные». Когда возникают противоречия, то вспоминают: «Дружба дружбой, а служба службой».

Роль человеку может быть задана природой, обществом или он ее добывает сам (например, учится в университете). Он всю жизнь последовательно меняет социальные роли. Можно сказать, что жизнь человека — это бесконечная смена социальных ролей: возрастных, профессиональных, межличностных

Роль требует не только определенного поведения, но и соответствующей социальной маски. Человек меняет маски, переходя от одной роли к другой. Ларошфуко писал:

«Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних тольколичин».

Встает вопрос о степени влияния социальной роли на человека. У А. С. Пушкина мы находим подтверждение этому тезису.

«Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!»

В. Шкловский в повести «Жили-были» пишет:

«Пристойная осанка не требует, чтобы солдат держался одеревенелым; напротив того, он должен стоять и ходить ловко, свободно, сообразно естественному сложению тела, и стараться вести себя так, чтобы в разговоре, взгляде, всех движениях его выражалась некоторая относительно к собственному его званию пристойная смелость без наглости, твердость без самонадеянности и нахальства и, на -конец, ловкость и вежливость. Кто во время разговора опускал глаза вниз, навлекал на себя подозрение в лукавстве, боязни и нечистой совести. Люди, с хладнокровием взирающие на смерть, должны смело смотреть в глаза каждому, какого бы звания он ни был, но при этом не показывать наглости... Солдат должен иметь усы и бакенбарды; они не должны быть длинными, т.к. таковые, напротив того, безобразят лицо и дают ему вид зверский и часто даже отвратительный»

Однако, «...кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет, вместе с тем и себя самого» (М. Монтень).

Человек, играя те или иные социальные роли, занимает соответствующий статус. Статус ранжирует социальные роли и устанавливает определенные привилегии для ролей, которые играются неохотно посредством таких механизмов, как вознаграждения, престиж, полномочия.

  • Вознаграждения — это совокупность материальных ценностей, предназначенных для человека, выполняющего определенные роли.
  • Престиж — совокупность положительных общественных оценок данной роли.
  • Полномочия — санкционированные обществом возможности влиять на социальные роли.

Величина статуса определяется объемом вознаграждений, престижа и полномочий (величины власти).

«Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенци- альная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие»15.

«Статус социальный — положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду    экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (благодаря собственным усилиям человека) социальный статус»16.

«Статус личности — социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом в структуре как функционально -ролевых, так и межличностных отношений в коллективе»17.

Итак, «статус от лат status — положение, состояние. Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус».

Источник: 
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
Социальная общность и личность
Ритерман Т.П., Социология
Личность как субъект общественных отношений
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Формирование личности и ее социализация в обществе
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Общество, личность, государство
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Личность и общество
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Язык и общество, язык и личность
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Причины и последствия внутриличностного конфликта. Основные приемы и способы его предупреждения и разрешения
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий