Формирование личности и ее социализация в обществе


В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуальносвоеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.

Личность — это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.

Личность — это индивид, включенный в систему общественных отношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность не только чувствовать себя частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.


Формирование личности:

  • гетерохронный подход. Все индивиды достигают социальной зрелости, но каждому для этого необходимо разное время;
  • гомохронный подход. Все индивиды формируются в строго ограниченное время, в каждом возрасте человек приобретает только определенные качества;
  • смешанный подход. Все индивиды достигают зрелости, но если в процессе формирования пропущен какой-либо период, это можно компенсировать в более позднем возрасте за счет отсроченных качеств.

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности. С точки зрения сторонников гетерохронного подхода, темпы развития разных личностей неодинаковы и они достигают зрелости в разном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости одинаковы.

Приверженцы гомохронного подхода утверждают, что период формирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, индивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как дремлющие, отсроченные качества, заложенные в генную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут появиться в определенный период в определенных социальных, возрастных и других условиях. Такой подход к формированию личности можно назвать смешанным.

Формирование личности, по взглядам американского социолога Дж. Мида, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.

1.    Стадия имитации (подражания). На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознательно. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то и так, что и как делают их мать, отец, старшие братья и сестры. Поэтому они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными предметами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра).

Имитация как социальное подражание существует не только в детском возрасте, но и у взрослых.


2.    Игровая стадия. В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные предметы игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Эту стадию Дж. Мид назвал еще стадией ролевых игр.

3.    Стадия коллективных игр. Ребенок учится распознавать ожидания окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам — все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия полностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой ситуации, положения партнеров, противников (схема 4.3).

Структура сформировавшийся личности, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это объект самосознания, самопонимания. «Я — меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом (схема 4.4).


Другой американский социолог, Ч. Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий — интеракций (концепция зеркального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч. Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов (схема 4.5):

  • представление о том, как другие видят меня;
  • представление о том, как другие оценивают меня;
  • ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.

По представлениям 3. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

  • Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексуальной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее освобождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение. Это бессознательный компонент личности.
  • Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.
  • Суперэго («сверх-“Я”») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, который сложился в структуре личности под действием социального контроля.


Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: «биофизиологическое “Я”» и «психосоциальное “Я”», состоящие, в свою очередь, из биологического («био-“Я”»), физиологического («физио-“Я”»), психологического («психо-“Я”») и социального («социо-“Я”») компонентов.

Такая структура, по нашему мнению, выделяет два основных компонента каждой личности — биологический и социальный, каждый из которых развивается по своим закономерностям, биологическим и социальным законам.

Кроме того, биологический компонент («биофизиологическое

“Я”»), в свою очередь, подразделяется на субкомпоненты: «био-“Я”» — определяющее воздействие генной природы, врожденных образцов поведения на формирование личности и «физио-“Я”» учитывающее состояние и функционирование всех систем и органов человека, которые влияют на его поведение и формирование.

Социальный компонент («психосоциальное “Я”») дифференцирован на «психо-“Я”», включающее психические свойства, образования, состояния и процессы и «социо-“Я”», учитывающее влияние воздействий общества на формирование личности.


Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.

  • Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.
  • Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность — это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.
  • Индивидуальный контроль (совесть) — внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда — внешнего, общественного контролера).
  • Социальный контроль (стыд) — оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.
  • Под конформизмом понимается податливость установок и поведения личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера (власти), изменяет свое поведение.

Имитация и идентификация — позитивные механизмы, ускоряющие процесс формирования. Социальный и внутренний контроль — негативные, сдерживающие формирование личности механизмы, действующие как запреты.


Первичная социализация. Период от рождения до формирования зрелой личности.

Вторичная социализация (ресоциализация). Период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации. Социализация — это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.


Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии — все это и есть внешние проявления процесса социализации.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.


Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, следующие.

  • Язык — основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.
  • Ценности, как мы уже выяснили, — это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы — усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
  • Навыки и умения — образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но и дает новые навыки общения во всемирной сети Интернет.
  • Социальный статус — это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре. Социальный статус характеризуется социальным положением (принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.
  • Поведение личности, связанное с определенным социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.


Кроме социального статуса каждый индивид может иметь личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.

Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальные поощрения (престиж, деньги, похвалу); если не соответствует — социальные санкции (штрафы, осуждение общественного мнения, административные наказания, тюремное заключение).


Семья — один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности.

Ключевые слова: Личность, Общество, Социализация
Источник: Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с.
Материалы по теме
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Язык и общество, язык и личность
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Процесс социализации личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Психологические аспекты социализации личности
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Личность как субъект общественных отношений
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Факторы социализации и формирования личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий