Социализация личности: понятие и основные факторы

Социализация личности в социологии определяется как процесс формирования личности, осуществляющийся в определенных социальных условиях, или процесс усвоения индивидом социального опыта, в рамках которого осуществляется преобразование человеком усвоенного им социального опыта в собственные ценности и ориентации.

Иными словами, человек избирательно вводит в систему своего поведения принятые в обществе или отдельной социальной группе нормы и шаблоны поведения. Социологическая наука исходит из того, что характерные для человека поведенческие нормы и убеждения определяются усвоенными им нормами, которые приняты в данном обществе. Как отмечается в специальных исследованиях, в рамках процесса социализации можно выделить две составляющие: социальную адаптацию и интериоризацию, рассматриваемую как процесс включения социальных ценностей и норм во внутренний мир человека. Здесь учитывается то, что особенности перевода социальных норм, ценностей и прочих компонентов внешней среды в человеческое сознание детерминируются структурой конкретной личности, которая сформировалась на основе предшествующего опыта1.

Подобная трактовка процесса социализации личности характерна для субъектно-субъектных теорий, в рамках которых индивид рассматривается не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта социализации: разработчики этих теорий исходят из того, что социализирующийся индивид сам принимает активное участие в процессе собственного становления. Рассматриваемый подход нашел отражение в трудах американских ученых Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж. Мида. Здесь выделяется активная и пассивная составляющая процесса социализации: к активной составляющей относится социально-преобразующая деятельность человека, а к пассивной — усвоение накопленного людьми социального опыта, его разнообразных форм и проявлений. В отечественной науке субъектно-субъектные теории нашли отражение в деятельностном подходе, разрабатываемом, в частности, известным социальным психологом Г. М. Андреевой.

По определению Андреевой, социализация представляет собой «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»2.

Процесс социализации также можно определить как совокупность стихийного взаимодействия индивида с обществом и стихийного воздействия на него различных обстоятельств жизни (стихийная социализация) и социально контролируемой социализации, реализующейся в рамках целенаправленного воздействия на него со стороны общества и государства, создающих условия для осуществления воспитания человека. Социально контролируемая социализация реализуется посредством воспитания, которое выступает как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека», на основе определяемых государством, обществом или отдельными социальными группами целей и задач. Воспитание человека, как отмечает А. В. Мудрик, реализуется в процессе его социального взаимодействия в нескольких основных сегментах общества. Так, воспитание человека осуществляется в первую очередь в рамках семьи (семейное воспитание), оно может осуществляться также религиозными организациями (религиозное воспитание), а центральную роль в осуществлении этого процесса играют многочисленные и разнопрофильные организации, от детских садов до высших учебных заведений, которые специально создаются обществом и государством для реализации воспитательных целей (социальное воспитание). Воспитание индивида также может осуществляться в рамках криминальных, экстремистских и других нелегальных организаций (в этом случае будет иметь место диссоциальное или контрсоциальное воспитание).

В современной науке социализация рассматривается как непрерывный процесс, а этапы социализации могут быть соотнесены с возрастной периодизацией жизни человека. Таких периодизаций создано достаточно много: одна из наиболее удачных была предложена А. В. Мудриком, с точки зрения которого, человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых, в свою очередь, еще включает в себя несколько этапов. Первая стадия, стадия детства, включает в себя этап внутриутробного развития, младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1—3 года), детство (3—6 лет), позднее детство (6 —10 лет); вторая стадия — отрочество, распадается на младший подростковый возраст (10—12 лет), старший подростковый возраст (12—14 лет); третья стадия — молодость, включает в себя в качестве этапов ранний юношеский возраст (15—17 лет), юношеский возраст (18—23 года), молодость (23—30 лет); четвертая стадия — зрелость, включает раннюю зрелость (30—40 лет), позднюю зрелость (40—55 лет), пожилой возраст (55—65 лет); пятая стадия — стадия старости, распадается на собственно старость (65—70 лет) и долгожительство (свыше 70 лет)2. Очевидно, что рамки данной периодизации являются относительными и имеют конкретно-исторический характер, поскольку определение этапа долгожительства в данной возрастной периодизации скорее отвечает реалиям развивающихся стран с низкой продолжительностью жизни, в то время как в развитых государствах мира, где средняя продолжительность жизни в настоящее время уже превысила восемьдесят лет, этап долгожительства наступает позже.

Для каждого этапа и стадий процесса социализации характерны свои особенности содержания, которые находятся в зависимости от характера культуры того общества, в рамках которого происходит социализация личности. На каждой стадии социализации человек определенным образом взаимодействует с основными факторами и агентами социализации, которые оказывают воздействие на развитие личности. По мнению А. В. Мудрика, условия или факторы социализации можно объединить в четыре основные группы. Первая группа факторов, мегафакторы (планета, мир, Интернет), включает те факторы, которые оказывают прямое или опосредованное воздействие на социализации всех жителей планеты. Вторая группа, макрофакторы, оказывает влияние на социализацию жителей определенных стран (этнос, общество, государство). В третью группу, мезофакторы, были отнесены условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и типу поселения, в которых происходит их жизнедеятельность (регион, село, город, поселок), а также по принадлежности к определенным субкультурам. Мезофакторы оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на процесс социализации через четвертую группу факторов, получивших наименование микрофакторов. К этой группе относятся те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на взаимодействующих с ними индивидов — семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и другие организации, в которых состоит индивид.

Организации контркультурного типа можно рассматривать как микрофакторы десоциализации входящих в них лиц. Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека посредством агентов социализации, под которыми понимаются лица, в непосредственных взаимодействиях с которыми осуществляется его жизнедеятельность. В число агентов социализации могут входить как родители и другие члены семьи, так и лица, ответственные за воспитание индивидов, входящих в образовательные учреждения различных уровней (учителя, преподаватели и т. д.). Традиционно основное влияние на формирование личности в процессе социализации оказывает семья в лице родителей и других родственников, транслирующих в сознание ребенка образцы поведения, нормы, правила, присущие данной семье и ближайшему окружению. В то же время процесс социализации в современном обществе имеет специфику, которая проявляется в том, что традиционный процесс передачи социального опыта и культурных ценностей через семейные структуры несколько нарушен «вторжением в этот процесс внешних, мощнейших по своей влиятельности сил, дистанцироваться от которых и уберечься от их часто негативного влияния практически невозможно». Речь здесь идет о средствах массовой информации, среди которых ведущее место по воздействию на сознание различных социально-демографических групп, и в том числе молодого поколения, занимает телевидение, а также сеть Интернет, являющаяся одним из самых популярных средств коммуникации.

Источник: 
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Материалы по теме
Формирование личности и ее социализация в обществе
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Социальная зрелость личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Что такое социализация личности?
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Процесс социализации личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Психологические аспекты социализации личности
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Факторы социализации и формирования личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий