Психологические аспекты социализации личности

Социализация (лат. soсialis — общественный) — это особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства им социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Понятие «социализация» было введено в 40е г. XX в. А. Доллардом и Дж. Миллером. В разных научных школах оно получило различную интерпретацию: как социальное научение (необихевиоризм), как результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), как результат самоактуализации (гуманистическая психология).

В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.

Посредством социализации человек учится жить совместно с другими людьми, адаптироваться в конкретном обществе. Данный процесс предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации деятельности. Понятие социализации касается качеств, которые человек приобретает, и психологических механизмов, посредством которых достигаются их желаемые изменения. Процесс социализации может происходить как стихийно, так и целенаправленно (в результате воспитания и самовоспитания).

Согласно сложившейсятрадиции, социализация имеет следующую структуру:
1) содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации говорят как о приспособлении к негативному опыту);
2) широту, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.

При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Необходимо иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Социальная установка — устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции, действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта; осознаваемый, предпочитаемый тип поведения.

Формирование и изменение социальных установок может происходить в результате целенаправленного воздействия на поведение человека в той или иной ситуации.

Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности — референтности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично, проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д.

Источник: 
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов медицинских вузов / Ж. И. Трафимчик. — Гомель: ГомГМУ, 2014. — 168 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.