Социально-исторические и идейно-духовные предпосылки возникновения неклассической философии XIX века

Неклассическая философия возникает во второй половине XIX века и представлена такими направлениями, как иррационализм, позитивизм и марксизм. Будучи, на первый взгляд, противоположными течениями, их объединяет общее недоверие к предшествующей классической философии, с ее идеализмом и метафизичностью. В неклассической философии происходит смещение акцента с разума на волевое начало мира и человека. Социально-историческими предпосылками возникновения неклассической философии являются:
- развитие капиталистических отношений в Европе; переход капитализма в завершающую стадию империализма (монополизация производства, рост безработицы и конкуренции);
- изменения в политической сфере: на смену абсолютной монархии как основной форме государственного правления в Средние Века приходят ограниченные монархии и республиканские формы правления;
- развитие естественных наук: появление теории естественного происхождения человека Ч. Дарвина; появление новых наук психологии и социологии;

Идейно-духовными предпосылками выступают:
- идеи гуманизма и антропоцентризма (эпоха Возрождения XIV - XVI веков) привели к усилению личностного начала;
- кризис католицизма с его акцентом на духовной жизни человека и распространение протестантизма и «протестантской этики» в Европе XVI века (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер) привели к культу материального потребления;
- возникновение «теорий общественного договора» (Т. Гоббс, Ж. Руссо, Ш. Монтескье) и идей либерализма (Д. Локк) в XVII веке привело к кризису средневековой сословной иерархии; в XIX веке - господство «третьего сословия»;
- идеи французского Просвещения XVIII века (Вольтер, Ж.-Ш Руссо, Д. Дидро) распространили веру в бесконечный прогресс человеческого разума и возможность просвещения народных масс.
- немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллин, Г. Гегель), против идеализма и рационализма которой выступала неклассика, в качестве «негативной» предпосылки оказала существенное влияние на формирование учений А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, К. Маркса.

Данные предпосылки привели к господству субъективизма в западноевропейской философии XIX века. Человек, его индивидуальные психические переживания, его чувства и воля, рассматриваются как центр бытия. Представители неклассической философии считают, что разум не является сущностью мира и человека: мир устроен иррационально, а в основе природы человека находится иррациональное волевое начало.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009