Основные закономерности развития философии

В качестве иллюстрации закономерностей развития философии можно представить постоянно движущийся маятник. В первом круге маятник прошел путь от мифологической веры к разуму, во втором — от разума к религиозной вере; на протяжении третьего круга маятник вернулся от веры к разуму, что выглядело как бы «отрицанием отрицания» в соответствии с третьим законом диалектики. Труднее обнаружить здесь гегелевский синтез. По-видимому, возможна гармония между разумом и верой. Маятник постоянно движется, и точка гармонии — точка неустойчивого равновесия, которую начинаешь ценить, пройдя мимо (рис. 3).


В первом круге гармонию нарушил разум, и философия остановилась в развитии из-за скепсиса по отношению к нему, во втором — гармонию нарушила вера, и философия перестала развиваться из-за скепсиса по отношению к вере, в третьем — гармонию нарушили чувства, и философия не смогла преодолеть скепсис по отношению к чувствам (кризис «чувственной» культуры). Во всех трех случаях было нарушение гармонии. Причина кризиса разума (как потом веры и чувства) — в неудавшейся попытке сделать разум основанием для ответов на самые общие и фундаментальные вопросы происхождения и развития человека, природы, общества и мышления. Кризис разума заставил обратиться к вере, кризис веры — к чувству. К чему приведет кризис «чувственной» культуры? Ответить на это в пределах философии невозможно, потому что философия размышляет, а не пророчествует. Может быть, к гармонии разума, веры и чувства, которой так и не удалось достичь за последние 2500 лет, или к торжеству первоначальной недифференцированной культуры (этого по существу хочет, призывая к возвращению к досо-кратикам, Хайдеггер).

Философский круг начинается с творческого сомнения в предшествующем знании (в Древней Греции — мифологическом, в Новое время — метафизическом), затем создаются системы, которые разрешают сомнения (Платона, модифицированная Аристотелем; Канта, модифицированная Гегелем), и в конце круга появляется скептицизм по отношению ко всему построенному (Секст Эмпирик по отношению к античной философии, философы Возрождения по отношению к религиозной философии, экзистенциалисты по отношению к научной философии). Знание возникает из сомнения и растворяется в нем.

Развитие философского круга выражается в том, что сначала появляются желание и вера в возможность достижения истины; затем создаются системы, претендующие на это; наконец, преобладает сомнение в истине достижения. Проблема сдвигается в область морали (поздняя античность), теории познания (в конце Нового времени), человеческого существования (в ХХ в.), но абсолютная истина признается недостижимой. Итак, мы имеем дело с тремя разновидностями деятельности в пределах круга: создание метода, решение проблем, сомнение в достигнутых результатах и возможностях метода.

И еще одна закономерность в пределах круга. Сначала интерес к человеку нарастает (Платон, Августин, Кант), затем он переходит на универсум и создается духовный «дом» (Аристотель, Фома Аквинский, Гегель), а в конце концов универсальная система рассыпается и растет ощущение бездомности и одиночества.

Как создается философская система? Решая злободневную проблему, философ использует достижения своего этапа и берет в качестве аналога систему раннего этапа, которая занимала определенное место в своем круге. Так, можно сказать, что Кант синтезировал достижения Декарта и Платона, Гегель — Декарта, Канта и Аристотеля. Здесь хорошо видно значение преемственности в философии.

Третий член каждого круга достигает пика синтеза и создает наиболее совершенную систему — духовный «дом», в котором человеку удобно. Такими домами современный философ-экзистенциалист Мартин Бубер (1878—1965) считал аристотелевский, томистский и гегелевский. Философский круг в целом представляет как бы духовный космос современной ему культуры.

Каждый великий синтез должен удовлетворять трем параметрам: особенностям конкретного круга (особенностям национальной психологии людей, развивающих философию в конкретном круге), своему месту в пределах круга и месту на общей шкале философии. Четыре великих философских системы — Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля — и две великих религиозно-философских системы — Августина и Фомы Аквинского — различаются по двум признакам:

  1. соотношение идеи и чувственного мира (идеализм и реализм);
  2. соотношение субъекта и объекта (субъективный и объективный).

Первый признак внутрикультурный, второй — межкультурный, следующий из того, что древнегреческая душа созерцательна и космична, а западная — активна и индивидуалистична.

Основной вопрос философии не только вопрос о соотношении бытия и мышления, а вопрос о соотнесении трех миров — природного, мира человека и мира идей. Великие системы различаются тем, как соотносятся эти три мира, и выделяются по местонахождению идей и их вовлеченности в движение.

У Платона идеи находятся вне вещей; у Аристотеля — в действительности; у Канта — в голове человека; у Гегеля переходят в природу, затем в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.

Для Платона существуют три различных мира — природы, идей и человека:


Для Аристотеля мир идей соединен с природным:


Кант включил мир идей в человека:


Наконец, у Гегеля три мира последовательно переходят друг в друга:


Все четыре системы идеалистические, потому что в каждой из них действуют идеи. У Платона — объективный идеализм, у Аристотеля — относительный идеализм, у Канта — субъективный идеализм, у Гегеля — абсолютный идеализм. Идеализм Аристотеля относителен (как относителен и его реализм), поскольку объективному бытию он соотносит бога-перводвигателя. Идеализм Гегеля абсолютен, поскольку и в начале, и в конце бытия у него нет ничего, кроме Абсолютной Идеи. Идеализм Аристотеля и Гегеля монистичен в отличие от идеалистического плюрализма Платона и Канта.

Какие еще возможны варианты? Для материалиста существуют только два мира или даже один, если, как полагают так называемые вульгарные материалисты, мысль материальна. При этом невозможен вариант признания мира идей. Материализм следует из отрицания важнейшей стороны философского треугольника — мира идей.

Таким образом, есть одна великая философская система — Платона, а все другие — ее модификации: аристотелевская, в которой «идеи» Платона помещены в чувственный мир, кантовская, в которой они помещены в человеческий мозг, и гегелевская, в которой Абсолютная Идея после последовательного превращения в природу и человека возвращается к себе самой.

Когда заканчивается круг философии, другие отрасли культуры — наука, религия, идеология — пытаются поглотить ее. Христианство обрушилось на греческую философию, наука подавила схоластику в конце Средних веков, в наше время процветает идеология. Новый круг открывают просветители, а завершают скептики. Философия, теряя целостность и творческую мощь, используется в иной сфере. Появляются утверждения, что требуется не объяснить, а изменить мир. Однако попытки изменения также опираются на предыдущие философские достижения.

В конце каждого круга можно видеть благодарение жизни за все происходящее. Плод, падая, должен, по Марку Аврелию, благословить дерево, которое его произвело, с благодарностью к ветке, которая его поддерживала. В XX веке о благодарности бытию и благоговении перед жизнью писали французский философ, драматург и критик Габриэль Марсель (1889—1973) и немецко-французский мыслитель, теолог, врач, гуманист Альберт Швейцер (1875—1965).

В процессе движения философии меняются и жанры. Наиболее плодотворные результаты достигаются в форме диалога, систематизируются они в жанре трактата, а распространяются в жанре проповеди. Широкое распространение проповеди свидетельствует, что круг философии подходит к концу. Так было во времена Марка Аврелия и Ницше. Если диалог ближе к площадной риторике и имеет созидательное значение, трактат ближе к науке и имеет систематизирующее значение, то проповедь (как и любимые стоиками и эпикурейцами письмо, дневник, поэма) насыщена внутренней исповедальностью и искренностью и имеет прежде всего нравственное значение. В ней меньше логики, больше сердца; меньше обоснованности, больше эмоций.

Ключевые слова: Философия, История
Источник: Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с.
Материалы по теме
Античная философия, ее особенности и этапы развития
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Рационально-теоретическая направленность философии Древнего Китая
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Предпосылки философии в древней Индии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Патристика
Перевезенцев С.В., Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Предпосылки философии в древнем Китае
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Схоластика
Перевезенцев С.В., Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Причины появления философии в Древней Греции
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Философия Пифагора и Демокрита
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Оставить комментарий